Краткий курс пользования домофоном для новичков: как подключить вызов квартиры. Как обозначается вкл и выкл

Как видите, выключатель ставиться в разрыв фазного провода, идущего к светильнику. Поэтому в подрозетнике с электропроводкой под одноклавишный выключатель, располагается два провода .



Первый, назовем его «А» , идёт к выключателю из электрощита и всегда находится поднапряжением .
Второй, назовем его «B» , идёт от выключателя к светильнику.

Когда вы нажимаете клавишу выключателя - проводники «А» и «B» соединяются, напряжение беспрепятственно идёт к светильнику и лампы в нем загораются. Соответственно при опускании клавиши, контакт разрывается и свет гаснет.

Теперь, если вспомнить основные обозначения в электрике, которые мы рассматривали (их не так много, советую ознакомится на будущее), становится понятным, что значит маркировка «L» на контакте выключателя.

Обозначение «L », на выключателе, указывает на контакт для подключения фазного провода. Того самого провода «А» в нашей схеме, который идёт от электрощита и всегда находится под напряжением.

Определить, какой из проводов в подрозетнике необходимо поместить в клемму L выключателя света довольно просто - достаточно проверить, например, индикаторной отверткой, на каком из проводников есть напряжение - тот и будет искомым фазным проводом «А».

В оставшийся, свободный, контакт одноклавишного выключателя, который может быть маркирован по-разному: L1, L`, стрелочкой, «1» или вообще никак, подключается провод «B» из нашей схемы, который идёт непосредственно к выключателю.



Довольно подробно о том, как правильно подключить одноклавишный выключатель, с описанием не только его контактов и порядка соединения проводов, а всего процесса монтажа, вы можете ознакомиться .

Если же вам при осмотре клемм выключателя света, кроме обозначения L и L1 встретились еще контакты, имеющие какие-то маркировки, то скорее всего вы имеете дело двух- или трех-клавишным выключателем.

При определении назначения контактов, например, двухклавишного выключателя работает та же логика , давайте рассмотрим его схему.



При подключении двухклавишного выключателя используется три провода , которые доступны при монтаже в подрозетнике, это:

«А» - фазный провод, идущий от электрощита и находящийся всегда под напряжением. Подключается к контакту L двухклавишного выключателя.

«B» - проводник,идущий к первому светильнику, либо же включающий первый режим работы люстры. Подключается к клемме L1, L` или просто «1» выключателя света.

«C» - провод, идущий ко второму светильнику или включающий второй режим работы той же люстры. Подключается к клемме L2, L`` или просто «2» выключателя света.



Думаю, теперь общий принцип маркировки всех выключателей света вам понятен. Подробнее о том, как подключить двухклавишный выключатель, какие и куда провода следует подсоединить, описано .

Контакт L - это всегда место для подключения фазного провода.


Остальные же контакты (L1, L2, L3), чаще всего пронумерованные по порядку, относятся к соответствующим клавишам выключателя, нажатие которых зажжёт светильник, подключенный к клемме этой клавиши.




Определить, какой из проводов отвечает за включение какого из светильников , без специального оборудования, довольно сложно. Поэтому обычно их связь выявляется экспериментально.

Поочередно соединяя свободные проводники с фазным проводом в подрозетнике, вы сможете заметить какие светильники зажигаются. Другими словами, вы можете подключить выключатель проихвольно (кроме клеммы «L») и, если клавиши перепутаны, просто переставить местами провода в клеммах L2 и L3, если выключатель двухклавишный.

Если же контактов для подключения три или четыре, а выключатель света одноклавишный, или же контактов шесть, а выключатель двухклавишный, то тогда, вы скорее всего держите в руках один из видов переключателей.


Схему подключения проходного переключателя - три контакта для подключения проводов у одноклавишного устройства вы можете посмотреть . Двухклавишного переключателя - шесть клемм для подключения проводов .

Схему подключения перекрестного переключателя - четыре контакта для подключения проводов у одноклавишной модели - .


Остались вопросы? - Пишите в комментариях к статье, постараюсь максимально оперативно ответить и помочь. Кромет того, буду рад любым дополнениям, поправкам, критике и т.д.

Как пользоваться таким устройством, матерые жильцы прекрасно знают, но новички задаются многими вопросами по работе домофона. Разобраться владельцам с новым для них аппаратом поможет эта статья. В ней можно найти ответы на несколько самых задаваемых пользователями вопросов о работе данного аппарата.

Что такое домофон

Сначала необходимо кратко ввести в суть дела и объяснить тем, кто не знает, что это за чудо-девайс – домофон.

Домофонные системы используются на входных дверях и воротах. Они позволяют хозяину жилища лично контролировать допуск лиц к своему дому. Обычно наиболее часто такие устройства можно встретить на . В них устанавливаются домофоны, работающие с множеством абонентов.

Домофон позволяет обезопасить квартиру и подъезд от нежелательных лиц, и плохих компаний, и это позволяет держать лестничные пролеты в чистоте и порядке. А изделия, оснащенные видеокамерой, позволяют запечатлеть каждого посетителя, что в случае факта грабежа в доме поможет установить личность вора.

Принцип работы и составляющие элементы

Данное устройство состоит из нескольких основных частей и механизмов. Элементами, осуществляющими основную работу данной системы, являются:

  • внешняя вызывная панель;
  • коммутатор сигналов;
  • трубки внутренних панелей;
  • электромагнитный замок;
  • кнопка выхода из подъезда.
Схема подключения составных элементов устройства

Все эти части системы взаимосвязаны и работают в одном ключе. Внешняя панель обеспечивает связь с абонентами и позволяет осуществить доступ в запертую электромагнитным замком дверь. В свою очередь, трубки внутренних помогают наблюдать за ходом событий у внешней панели через встроенную камеру и осуществлять дистанционный допуск лиц.

Как пользоваться данным устройством

Домофоны в домах жителей нашей страны появились давно. Кто-то каждый день имеет дело с этим устройством, поэтому знает все его огрехи и качество. А те, кому не приходилось работать с данным устройством, могут встать в ступор, не зная, как пользоваться домофоном.

Первым делом, самый простой вопрос: как посетитель может связаться с хозяином квартиры?

Придя в гости, человек когда-то встретится с таким действием первый раз в жизни. Если дом частный, то наиболее вероятно, практически на 99%, что имеется одна единственная кнопка на вызывной панели. После нажатия этой кнопки в дом передается сигнал, сопровождающийся звуковым предупреждением системы, что идет вызов. Хозяин, услышав звук на подобие телефонного вызова, должен ответить на вызов по трубке внутренней панели. Предварительно ознакомившись с гостем посредством динамиков и микрофонов, встроенных в составные панели системы, хозяин может отпереть замок посетителю, нажав специальную кнопку на пульте внутренней панели. Обычно на этой кнопке имеется рисунок в виде навесного замка.



Между внешней панелью и трубкой можно осуществлять речевой контакт

Если гость посетил друга, живущего в многоквартирном доме, то необходимо знать номер квартиры, набрать его номер на специальной цифровой клавиатуре внешней вызывной панели и нажать кнопку вызова. Дальнейшие действия такие же, как и в первом случае.

Как получить доступ в подъезд жильцу дома?

С гостями все понятно: их заранее предупреждаешь о номере квартиры, они приходят, звонят по в квартиру и получают доступ в дом.

А каким образом попасть в подъезд, минуя электронный замок? Домофонные системы оснащаются считывателем для специальных ключей в форме таблетки. Ключ прикладывается к этой нише, микроконтроллер считывает шифр с ключа, сверяет с базой в своей системе и, если есть совпадения, дает доступ в дом.



Электромагнитный замок можно открыть ключом-считывателем или введением пин-кода

По каким-либо причинам у хозяина квартиры нет ключа. Он въехал в дом недавно, при покупке ему передали один экземпляр ключа, а тот он потерял. В таком случае можно, конечно, пару раз позвонить соседям и попросить их открыть дверь. Но так поступать не стоит, постоянное беспокойство соседей до добра не доведет. Чтобы открыть электромагнитный замок, можно ввести электронный код, состоящий из комбинации цифр, обычно из четырех символов. Данный код можно узнать у соседей или у компании-установщика. Для этого нужно будет предъявить прописку.

Работает ли домофон и как не пропустить звонок?

Многие начинающие пользователи данного устройства спрашивают о том, как понять, что домофон включен. Хозяйка ждет гостя или врачей и не знает, работает ли у нее домофон. Как в таком случае не пропустить мимо ушей приход посетителей и не заставить их ждать, только потому, что домофон был выключен? Многие домофоны оснащаются кнопкой переключения состояния работы домофона, но по непонятной причине не имеют всем привычных подписей «вкл.» и «выкл.», а оснащены другими отметками – «палочкой» и «кружочком». Так, когда домофон включен: в положении палочка или кружок? Стоит сразу же расставить все точки над I. Да, вы правильно поняли, палочка – это англоязычное I, а кружок – O. Это сокращения от английских слов IN и OUT, аналогов русских ВКЛ. и ВЫКЛ. Следовательно, при палочке домофон работает, при кружочке – выключен.

Некоторые модели не имеют подписей на кнопке включения и выключения трубки

Как выйти из подъезда?

Очень часто бывает, что спускаешься по лестнице ко входу в подъезд, а там настолько темно, что человек, который не знает, как открывать дверь изнутри, может растеряться. Для открытия электромагнитного или электромеханического замка внутри помещения устанавливается специальная кнопка на уровне внешней панели, на высоте 1,3-1,4 метра. При нажатии на нее идет звуковой сигнал, и замок отпирается.



В темноте сложно найти выход, в этом поможет подсвеченная кнопка выхода из подъезда

Важно! Кнопка выхода из подъезда круглая, по контуру она имеет подсветку, но из-за того что резкий переход из светлого помещения в темное не позволяет глазам человека разглядеть цвет, кажется, что кнопки нет.

Я не платил за домофон, его отключили, как подключить устройство самому?

Коммунальные службы могут отключить определенную квартиру от общей системы, если жилец не платит по счетам. Бывает, что и жильцы, исправно платившие коммунальные счета, подвергаются таким действия со стороны коммунальщиков.

Отключить жильца можно различными способами:

  • лишить возможности вызова определенной квартиры;
  • убрать из базы шифр ключа;
  • отключить трубку из системы механическим способом.

Зачастую абонента лишают возможности пользования устройством двумя первыми способами. Это достигается путем введения определенных комбинаций в программной среде на внешней панели.

Итак, если ключ не работает, квартира не вызывается, счета все оплачены, а на просьбы восстановить работу системы нет реакции соответствующих инстанций, то можно прибегнуть к самостоятельным действиям.

Рассмотрим пример для одной из самых популярных систем – Vizit. Если коммунальные услуги убрали возможность вызова вашей квартиры, нужно делать следующее.

В подъезде есть щит коммутации системы, нужно открыть его и добраться до платы в блоке. В ней имеется специальная перемычка, которая отвечает за состояние режима системы. Из рабочего состояния (work) ее нужно перевести в режим программирования (PRG). После этого следует выходить к вызывной панели и вводить необходимую комбинацию цифр. Процесс ввода будет сопровождаться звуковыми сигналами.



Среда программирования на устройстве Vizit
  1. #999. Домофон пикнет два раза, на дисплее появится «1-2».
  2. Нужно войти в среду установок, для этого нажать 1. Один писк, состояние дисплея: «P_SE».
  3. Среди всех возможностей установок под цифрой 8 сервис включения и выключения вызова квартиры. Сопровождается одиночным сигналом, на дисплее появляется «A__».
  4. Далее вводится номер квартиры. Количество символов от 1 до 3. Если номер квартиры однозначный или двузначный, то после номера нужно вводить #, если трехзначный, решетка опускается.
  5. 1 – включить вызов квартиры, это отобразится на дисплее значением ON и двойным писком системы.
  6. * – сохраняет и выходит из среды установок.

Можно проверять осуществление вызова квартиры.

Если ключ не работает, а должен быть в исправном состоянии, то, скорее всего, ее убрали из базы системы. Чтобы вернуть ключ в базу, нужно также перевести систему в режим программирования перемычкой на плате. Вводить на панели следующую комбинацию, которая также будет сопровождаться звуковыми сигналами.

#999 (двойной сигнал) 1 (одиночный писк) 3 (еще писк) НОМЕР КВАРТИРЫ #

Внимание! Если номер квартиры трехзначный, то решетку в конце вводить не нужно.

Данная комбинация подготавливают систему для записи шифра ключа, чтобы ввести его в память. Если после введения этой комбинации на дисплее появляется надпись FULL, сопровождающаяся четырьмя звуковыми сигналами, то память переполнена, и записать ключ не удастся. Если после введения номера квартиры прозвучал одинарный звуковой сигнал, то система готова запомнить ключ.



Лучше всего иметь несколько дополнительных ключей на случай потери или отключения из базы

К считывателю необходимо приложить ключ. Если прозвучит двойной сигнал и появится надпись YES, то ключ записан успешно. Если ключей несколько, то их можно прикладывать один за другим. Главное, в конце сохранить все действия введением *.

Научиться пользоваться домофоном, узнавать новое не так уж и сложно. Не стоит пугаться и думать, что это устройство может принести только неудобства, на самом деле нужно понимать, что оно значительно облегчает жизнь и добавляет безопасности всем жильцам.

Прочтение буквенно-цифровых обозначений элементов электрических схем

На всех видах схем любой элемент – резистор, катушка контактора, измерительный прибор и др., имеет буквенно-цифровое обозначение.

Это обозначение состоит из одной или двух букв и чисел. Буква (буквы) обознача-

ют код данного элемента, а числа (цифры) – порядковый номер этого элемента в данной схеме.

Например, буквенно-цифровое обозначениеКТ2 означает следующее: КТ – реле времени, 2 – второе по порядку в данной схеме.

В случае изображения на схеме составных частей элементов электрических схем

после основного цифрового обозначения через точку ставится дополнительное, обозначаю

щее порядковый номер этой составной части.

В этом случае расшифровка обозначений цифр и букв выполняется в обратном порядке, т.е. буквенные символы и цифры прочитываются в направлении справа налево.

Например, буквенно-цифровое обозначениеКМ5.4 означает следующее: КМ – катушка электромагнитного контактора, порядковый номер контактора в схеме – 5, порядковый номер контакта контактора в схеме – 4.

Прочитывается же это обозначение так: четвертый контакт пятого по счету электро

магнитного контактора.

Рис. 1. Плюс, положительная полярность. Для обозначения соединителей положительной полярности, подключающих источник постоянного тока

Рис. 2. Минус, отрицательная полярность . Для обозначения соединителей отри-

цательной полярности, подключающих источник постоянного тока

Рис. 3. Постоянный ток. Для обозначения соединителей, подключающих аппарату-

ру к источнику постоянного тока, а также для указания, что аппаратура работает только на постоянном токе

Рис. 4. Переменный ток. Для обозначения соединителей, подключающих аппарату

ру к источнику переменного тока, а также для указания, что аппаратура работает только на переменном токе

Рис. 5. Преобразователь переменного тока в постоянный. Для обозначения пре-

образователя переменного тока в постоянный и соответствующих соединителей

Рис. 6. Преобразователь постоянного тока в переменный. Для обозначения пре-

образователя постоянного тока в переменный и соответствующих соединителей

Рис. 7. Корпус, шасси. Для обозначения соединителей, подключенных к корпусу или шасси

Рис. 8. Заземление, масса. Для обозначения соединителей заземления

Рис. 9. Заземление, защитное . Для обозначения соединителей заземления, создаю-

щих защиту от поражения электрическим током

Рис. 10. Прибор II класса защиты . Для обозначения аппаратуры, соответствую-

щей требованиям техники безопасности, определенным для аппаратуры II класса (защи-


Рис. 11. Предохранитель. Для обозначения коробок предохранителей и указания их места

Рис. 12. Сигнальная лампа. Для обозначения переключателя, при помощи которо-

го включают и выключают сигнальную лампу

Рис. 13. Лампа освещения, подсветка . Для обозначения переключателей, управ-

ляющих источником света

Рис. 14. Включено. Для обозначения включения сети, выключателей сети или их положения, соответствующего включению сети

Рис. 15. Выключено. Для обозначения выключения сети, выключателей сети или их положения, соответствующего выключению сети

Рис. 16. Включено / выключено, кнопочный переключатель с двумя фиксиро-

ванными положениями . Для обозначения выключателя, включающего или выключаю

щего сеть. Каждое положение выключателя фиксировано.

Рис. 17. Готовность к включению, дежурный режим . Для обозначения выключа-

теля (или его положения), при помощи которого часть аппаратуры приводится в состоя-

ние «готовность к включению». На судах дежурный режим называют «стенд-бай» («stand-by»)

Рис. 18. Ножной переключатель, педаль . Для обозначения соединителей, к кото-

рым подключается ножной переключатель

Рис. 19. Переключатель каналов программ . Для обозначения переключателей, кправляющих выбором канала, программы

Рис. 20. Старт, пуск, приведение в действие. Для обозначения переключателей старта, пуска, приведения в действие

Рис. 21. Быстрый пуск. Для обозначения переключателя или регулирующего эле-

мента, посредством которого рабочая скорость (нормальный режим) достигается без зна-

чимой задержки

Рис. 22. Остановка, блокировка. Для обозначения переключателя, при помощи которого движение, например, перемещение ленты прекращается

Рис. 23. Быстрая остановка, стоп . Для обозначения регулирующих элементов, при помощи которых процесс, программ, ход ленты останавливается без значимой задерж

Рис. 24. Пауза, перерыв . Для обозначения переключателя, действие которого пере-

мещение (например, ленты) прерывается при помощи тормозной системы и отключения

Рис. 25. Эффект или действие в направлении к исходной точке, нормальный режим . Для обозначения переключателей эффекта или действия в направлении к действи-

тельной или воображаемой исходной точке, знаку, отметке, например, одновременное приведение нескольких параметров аппаратуры к заранее выбранным значениям

Рис. 26. Автоматическое управление . Для обозначения переключателя (или его положения), посредством которого аппаратура приводится в режим автоматического управления

Рис. 27. Ручное управление . Для обозначения переключателя (или его положения), посредством которого аппаратура приводится в режим ручного управления

Рис. 28. Дистанционное управление . Для обозначения переключателя (или его положения

Рис. 29. Регулирование. Для обозначения элемента, подлежащего регулированию, устанавливающего соответствующее значение величины. Значение величины увеличивается с увеличением высоты фигуры

Рис. 30. Регулирование высоких звуковых частот . Для обозначения регулирую-

щих элементов высоких звуковых частот

Рис. 31. Регулирование низких звуковых частот . Для обозначения регулирую-

щих элементов низких звуковых частот

Рис. 32. Музыка. Для обозначения положения «музыка» переключателя «речь / музыка»

Рис. 33. Звук. Для обозначения переключателей, регулирующих элементов и соединителей, относящихся к звуковой информации

Рис. 34. Баланс. Для обозначения регулировки баланса стереоканалов

Рис. 35. Синхронизация. Для обозначения соединителей, переключателей и регули

рующих элементов, предназначенных для управления аппаратурой, работающей синхрон-

но, например, подключение синхронизатора кинопроектора

Рис. 36. Фильтр (пропускание) высоких частот . Для обозначения фильтра высо-

ких частот, а также связанных с ним переключателей и регулирующих элементов

Рис. 37.Фильтр (пропускание) низких частот . Для обозначения фильтра низких частот, а также связанных с ним переключателей и регулирующих элементов

Рис. 38. Фильтр полосно-заградительный, режекторный . Для обозначения полос

но-заградительного фильтра, а также связанных с ним переключателей и регулирующих элементов

Рис. 39. Фильтр средних частот, полосовой . Для обозначения полосового фильт-

ра, а также связанных с ним переключателей и регулирующих элементов

Рис. 40. Тюнер, радиоприемник . Для обозначения соединителей, переключателей и регулирующих элементов радиоприемника, тюнера

Рис. 41. Вход. Для обозначения входных соединителей, когда необходимо различие между входами и выходами

Рис. 42. Выход. Для обозначения выходных соединителей, когда необходимо разли

чие между входами и выходами

Рис. 43. Тонкомпенсация. Для обозначения переключателей и регулирующих эле-

ментов, позволяющих компенсировать физиологическую кривую слышимости

Рис. 44. Усилитель.

щих элементов усилителя. Для обозначения усилителя, заключенного в защитный корпус

Рис. 45. Часы, реле времени . Для обозначения переключателей и регулирующих элементов в часах, реле времени, таймерах

Рис. 46. Монофонический, моно . Для обозначения монофонического воспроизве-

дения (записи) звука. Для обозначения положения «моно» на переключателях «моно /

стерео». Применяется также на этикетках грампластинок

Рис. 47. Стереофонический . Для обозначения стереофонического воспроизведения (записи) звука. Для обозначения положения «стерео» на переключателях «моно / стерео». Применяется также на этикетках грампластинок

Рис. 48. Магнитофон. Для обозначения соединителей, переключателей и регулиру-

ющих элементов, предназначенных для магнитофона

Рис. 49. Стереофонический магнитофон . Для обозначения соединителей, пере-

ключателей и регулирующих элементов, предназначенных для стереофонических магнито

Рис. 50. Головные телефоны . Для обозначения соединителей, переключателей и регулирующих элементов, предназначенных для головных телефонов

Рис. 51. Головные телефоны стереофонические . Для обозначения соединителей, переключателей и регулирующих элементов, предназначенных для головных стереофони-

ческих телефонов

Рис. 52. Головные телефоны с микрофоном. Для обозначения соединителей, пере

ключателей и регулирующих элементов, предназначенных для головных телефонов с мик-

Рис. 53. Микрофон . Для обозначения соединителей, переключателей и регулирую-

щих элементов, предназначенных для микрофонов

Рис. 54. Микрофон стереофонический . Для обозначения соединителей, переклю-

чателей и регулирующих элементов, предназначенных для стереофонических микрофонов

Рис. 55. Наушник. Для обозначения соединителей, переключателей и регулирую-

щих элементов, предназначенных для наушника

Рис. 56. Громкоговоритель. Для обозначения соединителей, переключателей и регулирующих элементов, предназначенных для громкоговорителя

Рис. 57. Запись (регистрация) на носителе информации . Для обозначения пере

ключателя его положения, в котором аппаратура включается на запись

Рис. 58. Воспроизведение записи с носителя информации. Для обозначения пере-

ключателя или его положения, в котором аппаратура включается на воспроизведение с носителя информации

Рис. 59. Стирание записи с носителя информации . Для обозначения переключате

ля или его положения, в котором происходит стирание информации, записанной на носите

Рис. 60. Контроль входных данных во время записи или регистрации на носи-

теле информации. Дляобозначения регулирующего элемента, посредством которого производится контроль входных данных во время записи или регистрации

Рис. 61. Контроль входных данных после записи или регистрации их на носи-

теле информации. Дляобозначения регулирующего элемента, посредством которого производится контроль входных данных после записи их или регистрации

Рис. 62. Контроль входных данных во время их воспроизведения. Дляобозна-

чения регулирующего элемента, посредством которого производится контроль входных

данных во время их воспроизведения

Рис. 63. Блокировка записи . Для обозначения управляющего элемента блокирую-

щей схемы, предназначенной для предотвращения случайного воспроизведения записи.

Рис. 64. Отметчик (маркер) . Для обозначения управляющего элемента, при помо

щи которого отметка (например, сигнал, перфорация, специальный код) может быть за-

регистрирована на носителе информации

Рис. 65. Отсечка носителя. Для обозначения управляющего элемента системы от-

сечки, например, в устройствах копирования и монтажа бумажной, магнитной, перфори-

рованной ленты

Рис. 66. Постоянный и переменный ток . Для обозначения соединителей, подклю

чающих аппаратуру к источнику постоянного или переменного тока, а также для указа-

ния, что аппаратура работает на постоянном и переменном токе

Рис. 67. Кварц. Для обозначения органов управления кварцевыми резонаторами

Рис. 68. Включено / выключено, кнопочный переключатель с одним фиксиро

ванным положением . Для обозначения переключателя, включающего или выключающе-

го сеть. Положение «Выкл.» является фиксированным, положение «Вкл.» осуществляется только при нажатии переключателя

Рис. 69. Звонок. Для обозначения переключателя, управляющего звонком

Рис. 70. Гудок. Для обозначения переключателя, управляющего гудками, звуковы-

ми сигнализаторами тревоги

Рис. 71. Вентилятор . Для обозначения переключателя, управляющеговентилято-

Рис. 72. Заземление бесшумное . Для обозначения соединителей заземления, обе-

спечивающих минимальные шумы аппаратуры от заземления

Рис. 73. Эквипотенциальность . Для обозначения соединений, предназначенных для приведения нескольких узлов аппаратуры к единому потенциалу

Рис. 74. Выпрямитель (без указания типа). Для обозначения соединителей и регулирующих элементов, связанных с выпрямительными устройствами

Рис. 75. Трансформатор . Для обозначения соединителей, переключателей и регу-

лирующих элементов, предназначенных для управления силовыми трансформаторами

Рис. 76. Движение в одном направлении

мента, в результате действия которого объект перемещается в указанном направлении

Рис. 77. Движение в двух направлениях . Для обозначения регулирующего эле-

мента, в результате действия которого объект перемещается в двух указанных направле-ниях

Рис. 78. Движение, ограниченное в двух направлениях . Для обозначения элемен

та, в результате действия которого объект перемещается в двух направлениях в опреде-

ленных пределах

Рис. 79. Действие от исходной точки . Для обозначения регулирующего элемента,

посредством которого происходит перемещение объекта (эффекта) от исходной (действительной или мнимой) точки

Рис. 80. Действие по направлению к исходной точке. Для обозначения регулиру-

ющего элемента, посредством которого происходит перемещение объекта (эффекта) к исходной (действительной или мнимой) точке

Рис. 81. Действие в двух направлениях от исходной точки. Для обозначения регу

лирующего элемента, посредством которого происходит перемещение объекта (эффекта) от исходной (действительной или мнимой) точки

Рис. 82. Последовательное действие от исходной точки и обратно . Для обозначе-

ния регулирующего элемента, посредством которого происходит последующее перемеще-

ние объекта (эффекта) от исходной точки (действительной или мнимой) и обратно

Рис. 83. Одновременное действие от исходной точки и обратно . Для обозначе-

ния регулирующего элемента, посредством которого происходит одновременное переме

щение объекта (эффекта) от исходной точки и обратно

Рис. 84. Установка минимума . Для обозначения регулирующего элемента, посред

ством которого устанавливается минимальное значение величины, например, баланс мостовой схемы, минимум отклонения измерительного прибора, индикатора и т.п.

Рис. 85. Установка максимума. Для обозначения регулирующего элемента, по-

средством которого устанавливается максимальное значение величины, например, на-

стройка, максимальное отклонение измерительного прибора, индикатора и т.п.

Рис. 86. Режекторный резонансный фильтр (волновая ловушка). Для обозна-

чения регулирующего элемента, управляющего режекторным резонансным фильтром

Рис. 87. Фильтр полосно-заградительный с переменной полосой заграждения

(полосой пропускания). Для обозначения регулирующего элемента, управляющего по-

лосно-заградительным фильтром с переменной полосой пропускания

Рис. 88. Фильтр полосовый с переменной средней частотой. Для обозначения регулирующего элемента, управляющего полосовым фильтром с переменной средней частотой

Рис. 89. Фильтр полосовый с переменной полосой пропускания (селективная регулировка). Для обозначения регулирующего элемента, управляющего полосовым фильтром с переменной полосой пропускания

С тех пор как человек осознал, что может сделать рисунок, он не переставая совершенствовал свои навыки в этом умении. Он рисовал всё, что видел и о чём думал. И это было не просто развлечение или бесполезное действие. Визуальные образы на глине, камне, холсте и прочем помогали дополнить человеческую речь и служили своего рода средством коммуникации. Благодаря этому умению была изобретена письменность — универсальная система символьной коммуникации, которая заметно ускорила дальнейший темп развития человечества.

Практически любая вещь несет на себе следы этого очень важного открытия: на нашей одежде имеются ярлыки с указанием размера и страны-производителя, на бытовой технике полно надписей, касающихся режимов работы и функций устройств, на светильниках обозначена допустимая мощность используемых ламп и так далее. И если очень внимательно присмотреться ко всем этим вещам, можно заметить, что, помимо простого текста, на разных устройствах используются также вспомогательные символьные обозначения.

Их значение очень велико. Стоит взять в руки любое электронное устройство — и вы безошибочно определите, какую именно нужно нажать кнопку, чтобы его включить, увеличить или уменьшить яркость на экране, отключить звук и так далее. Посмотрев на одни только значки на корпусе ноутбука, можно сделать вывод о текущем режиме работы или о начинке мобильного компьютера. Понятные современному человеку обозначения используются так давно, что мы не задумываемся, откуда все они взялись. Давайте сегодня вспомним о том, как родились самые популярные знаки.


Символьные знаки существенно упрощают передачу смысла, они более емкие и воспринимаются быстрее. Например, для водителя лучший способ быстрого предупреждения — яркий знак на дороге. Если бы на щитах писали сообщения вроде: «На данном участке дороге необходимо быть внимательным, поскольку ее могут перебегать дети», водители просто не успевали бы читать все это и реагировать.

Кнопка включения

Символ, обозначающий кнопку включения электронного устройства, знаком всем, ведь именно с него начинается работа подавляющего большинства электроприборов.


Впервые его прототип можно было увидеть на военной аппаратуре времен Второй мировой. Однако в то время его смысл был неочевидным (по причине, о которой мы расскажем ниже), и повсеместно он стал применяться позднее, с того момента, когда в обиход вошли интегральные микросхемы, которые начали появляться примерно в конце шестидесятых годов прошлого века.

Джек Килби (Jack Kilby) — человек, получивший Нобелевскую премию за открытие интегральной микросхемы

Электрическое состояние и работа логических элементов характеризовались уровнями сигналов на его входах и выходе. Сигнал небольшого (или нулевого) напряжения, уровень которого не превышал некоторого значения (0,3-0,4 В), в соответствии с двоичной системой счисления было принято называть логическим нулём (0), а сигнал более высокого напряжения (по сравнению с логическим нулём) — логической единицей (1). Эти простые символы послужили наглядным обозначением «выключено» и «включено».

В середине семидесятых годов в СССР выпускались цветные телевизоры «Электрон». Размер лампового телевизора, равно как и его вес, по современным меркам были огромными: в одиночку перенести такое устройство было довольно сложно. Переключение между каналами осуществлялось с помощью массивного селектора каналов ПТК, или переключателя телевизионных каналов (в восьмидесятых годах этот элемент канул в Лету, уступив более надежным кнопочным переключателям и невероятно удобным ИК-пультам ДУ). На передней панели, под переключателем каналов, присутствовала «качелька» для включения/выключения телевизора. Эта деталь удивительным образом схожа с аналогичным элементом на современных плеерах и всяческой бытовой технике. На самом деле «качелька» была лишь декоративной насадкой, которая с помощью несложного рычага осуществляла движение спрятанного тумблера. В модели «Электрон-710» по краям «качельки» на панель телевизора нанесены словесные обозначения «вкл.» и «выкл.».


Но если взять последующие модели этого же завода, «Электрон-711» или «Электрон-714», которые практически не отличались по дизайну от предшественника, можно заметить, что режимы включения обозначены как «0» и «I». Объединив эти два символа, мы получим знакомый всем логотип кнопки включения.

Официально стандарт обозначения кнопки включения устройства был утвержден в 1973 году Международной электротехнической комиссией (International Electrotechnical Commission). Знаку в виде вертикальной линии на фоне разорванного круга было дано несколько расплывчатое определение: «состояние ожидания включения» (standby power state). Чуть позже другая организация, занимающаяся стандартизацией, Институт инженеров по электротехнике и электронике (IEEE), упростила это определение, сократив его до простого «питание» (Power).

Для современного человека ноль и единица — это самые базовые средства счета. Однако если задуматься, то понятие «ноль» не столь очевидно, как другие цифры. Человек учится считать не с нуля, а с единицы. В силу ограниченного воображения и прагматичности мышления ему трудно соотнести что-то с «ничем». Поэтому, например, древние греки или римляне в своей системе счета не знали цифры ноль. Египтяне, шумеры и китайцы неосознанно использовали ноль, но не как цифру, а как пустоту, место для заполнения внутри числа. Ноль, равно как и прочие цифры, не совсем корректно называемые сегодня арабскими, берут свое начало в Индии, где была создана десятичная система счисления с цифрами, которые после незначительных изменений обрели знакомый сегодня вид. Если сравнить написание цифр древними индийцами и арабскую систему цифр, можно увидеть, что, например, 2 и 5 в современном написании гораздо больше похожи на индийские символы.

Первое свидетельство возникновения цифры ноль можно увидеть на стене храма в центральной Индии, в крепости Гвалиор. Там можно найти надписи на санскрите, датируемые примерно девятым веком (хотя, вероятно, ноль использовался древнеиндийскими математиками еще раньше). Они содержат новый знак в виде круга. По одной из версий, округлая форма знака «ноль» родилась в результате экспериментов древних математиков. Многие из них предпочитали делать вычисления с помощью каких-то предметов. Так, например, в Китае для счета использовали счетные палочки. В Индии для решения задач использовались камни. Разложив их на земле, математики перекладывали их с места на место, а под убранным камнем оставалась округлая ямка — то самое «ничего», или ноль. Любопытно, что открытие цифры ноль примерно совпадает с появлением философского понятия «ничто», шуньята, концепции небытия и вечности, характерной для древнеиндийской культуры. То ли культурный аспект стимулировал научные изыскания у людей того времени, то ли наоборот — математические выкладки заставили их углубиться в философские размышления. Одно небольшое открытие, а какой поворот в истории человечества — от нового удобного способа счета до символа кнопки включения любого прибора!

⇡ Режим ожидания

С появлением все более сложных устройств человек столкнулся с необходимостью применения режима ожидания, суть которого состоит в том, что устройство готово к работе, но не выполняет свои функции. Режим обеспечивал быстрый запуск и экономил время на настройку некоторых опций устройств. Например, до появления данной функции телевизор включался довольно долго, «прогреваясь» с десяток секунд, в то время как в режиме ожидания он потреблял минимальное количество энергии и мгновенно был готов к работе.

Новшество удобное, но вот донести до неискушенного потребителя, что означает «режим ожидания», было не очень просто. Поломав голову, дизайнеры предложили очень удачное сравнение — человеческий сон. Во время ночного отдыха функциональность живого организма замедляется, но при этом возможно быстрое пробуждение и активная деятельность. Так родился значок в виде полумесяца, а режим ожидания превратился в «режим сна», или в «спящий режим».


⇡ Кто придумал курсор?

Изображение курсора появилось на экране вместе с изобретением первого компьютерного манипулятора — мыши. Свою работу над мышкой Дуглас Энгельбарт (Douglas Engelbart) начал еще в 1961 году. Работать ему было очень сложно, поскольку манипулятор создавался для устройств узкой специализации.

В то время компьютеров как таковых, можно сказать, не было, и представление о том, как они будут выглядеть, только-только начинало формироваться. И, понятное дело, возникла необходимость в точном позиционировании объектов на экране.

Изобретатель первой компьютерной мышки может служить примером для тех, кто не чувствует уверенности в своих силах. В глазах сегодняшних пользователей Энгельбарт выглядит гением, ведь его открытие пережило самого автора, став основным человеко-машинным интерфейсом на ближайшие десятилетия. Безусловно, Дуглас был очень изобретательным и проницательным, однако свои таланты этот человек развивал, собирая и тщательно анализируя труды других. И кстати, он не был наделен сверхспособностями в схемотехнике. Несмотря на то, что отец Энгельбарта держал магазин по продаже и ремонту радиоприемников, изобретатель мыши признался в одном интервью, что сам попытался сделать лишь несколько детекторных приемников, но ни один из них так и не заработал.

Неизвестно, была бы придумана компьютерная мышь, если бы Дуглас не прочел труд американского инженера Вэнивара Буша (Vannevar Bush).

Вэнивар Буш

В 1945 году в журнале The Atlantic вышло его эссе «Как мы можем мыслить», где Вэнивар рассуждает о необходимости хранения информации большого объема с удобной системой навигации. Проводя параллель с человеческим мышлением, Буш точно описывает гипертекстовую систему (некое гипотетическое устройство под названием «Мемекс») с возможностью использования ассоциативных ссылок и примечаний. Энгельбарту и его коллегам удалось воплотить в реальность многие из идей Вэнивара.

Изобретение мыши было лишь маленькой частью амбициозного проекта по расширению человеческого интеллекта, который в оригинале носил название Augmenting human intellect. За этим громким названием стоит детальная разработка структуры компьютера и формирование принципов общения пользователя с устройством. Энгельбарт собрал команду ученых и единомышленников, которая составила отдел Augmentation Research Centre при Стэнфордском исследовательском институте.


В сохранившемся до наших дней техническом описании проекта можно увидеть множество точных и поразительных предсказаний относительно компьютерной техники. В рамках этого проекта Энгельбарт утверждал, что компьютер должен состоять из клавиатуры, ЭЛТ-экрана, мыши, также он рассказывает о базовых принципах работы с файлами и папками. Кроме того, Дуглас подробно описывал, почему удобно использовать новый компьютерный манипулятор для редактирования текста и чем он лучше уже существовавших в то время разработок — «светового пера» и «джойстика». Изобретатель компьютерной мыши впервые познакомил всех с такой фантастически полезной вещью, как буфер обмена, и раскрыл смысл команд «скопировать», «вырезать», «вставить». Дуглас объяснил, как все это работает, настаивая на концепции «интерактивного редактирования», или NLS («oN-Line System»).

В книгах и прессе часто говорят, что Дуглас сам назвал свое устройство мышью, но это не так. Для технической документации устройство называлось очень скучно — XY Position Indicator for a Display System. Во время работы над ним кто-то в лаборатории заметил, что манипулятор с хвостом-проводом похож на живого грызуна, и название прижилось. Однако, как утверждал сам Энгельбарт, кто именно из его коллег первым догадался назвать компьютерную мышку мышкой, никто и не помнит.

Долгое время команда Дугласа Энгельбарта экспериментировала с дизайном манипулятора. Даже когда инженеры «нащупали» верное направление концепции и формы, они все равно продолжали искать способ сделать новое устройство лучше и удобнее. Для этого, например, они развернули провод, так, чтобы он шел от пользователя к компьютеру. В первых версиях компьютерного манипулятора он выводился в сторону пользователя, что приводило к тому, что провод путался под рукой и мешал. Первая компьютерная мышь была громоздкой, в деревянном корпусе с двумя перпендикулярно вращающимися колесами, которые передавали на датчики информацию о движении указателя по вертикали и горизонтали. Сперва кнопка была одна, но Дуглас хотел сделать более функциональный манипулятор, в идеале — с пятью кнопками, под каждый палец руки.


Однако с этой идеей ничего не получилось, и пришлось оставить максимальное количество кнопок, с которыми было удобно работать, — три. Нехватку клавиш на мыши предлагалось компенсировать дополнительным пятикнопочным клавиатурным блоком. Последний действительно позволял ускорить ввод данных — при использовании комбинаций кнопок, на нем можно было набирать текст — как с большой клавиатуры. Но на практике этот модуль оказался сложным в освоении, так как пользователю нужно было запомнить большое число сочетаний клавиш.

Некоторое время Энгельбарт искал спонсоров своих разработок и даже вел переговоры с NASA, однако крупнейшее космическое агентство не заинтересовалось его изобретением из-за того, что мышь не работала должным образом в условиях невесомости.

⇡ Курсор за семью печатями

Стоит отметить, что проект Дугласа Энгельбарта вообще-то был не первым компьютерным манипулятором. Нечто подобное уже имелось в распоряжении военных разных стран, и эти разработки также могли бы сделать переворот в компьютерной индустрии, если бы их не держали под грифом «Секретно». И конечно, форма курсора, могла бы быть иной — например точкой, треугольником или еще чем-нибудь.

Так, например, в далеком 1946 году совсем молодой инженер Ральф Бенджамин (Ralph Benjamin) сконструировал для британского флота первый трекбол roller ball, выполняющий функции указателя точки на радаре. Во время войны Ральф потерял родителей в ходе геноцида евреев, а сам был вынужден бежать из Германии в Швейцарию, а позже и в Англию.


В возрасте 91 года профессор Ральф Бенджамин с огромным удовольствием рассказывает журналистам, что изобрел курсор за двадцать лет до Энгельбарта.

Чуть позднее, в 1952 году, в условиях строжайшей секретности, похожий манипулятор сделали Том Крэнстон (Tom Cranston), Фред Лонгстаф (Fred Longstaff) и Кенион Тэйлор (Kenyon Taylor). Забавная деталь — в качестве «шарика» в конструкции этого трекбола инженеры использовали шар для канадского пятипинового боулинга. Это устройство был частью системы DATAR, которая расшифровывалась как Digital Automated Tracking and Resolving («цифровое автоматическое слежение и расчет»).


По замыслу военных, она должна была собирать информацию с сенсоров на разных кораблях и выводить их на экран. Оператор мог просматривать данные о кораблях с места боевых действий, выбирая их манипулятором. Но когда трекбол был сделан, стало понятно, что это устройство слишком опережает свое время, а доработка и без того дорогой системы DATAR (бюджет составил почти два миллиона канадских долларов) требует еще большего финансирования.

Пока на другой стороне планеты думали, что им делать с этим трекболом, в СССР с 1953 по 1957 год сконструировали и запустили в работу первую протомышь, которая, само собой, тоже использовалась военными структурами.

На вооружение отечественных систем ПВО была принята система «Воздух-1», разработанная под началом конструктора Михаила Ивановича Михайлова .

Согласно информации из специальной учебной литературы, она была предназначена для полуавтоматического съема, автоматической передачи, обобщения и отображения данных о воздушной обстановке на индикаторных устройствах системы, приборного наведения истребителей-перехватчиков на воздушные цели противника, управления войсками ПВО и взаимодействия с ними. Говоря проще, эта система позволяла сопровождать до 40 целей (в том числе и своих перехватчиков) и наводить перехватчики на несколько целей одновременно. Частью «Воздух-1» являлся комплект аппаратуры АСПД-I, содержащий первичный индикатор ввода и передачи высоты и цифр (ИПН или ИПН-1) — советский вариант компьютерного манипулятора.


На этом снимке показан макет аппаратуры автоматизированной системы управления радиолокационного поста ВП-02у. Обратите внимание на зеркальный «коврик» и манипулятор в правой части стенда. Чем не двухкнопочная мышь?


Да и функции этот инструмент выполняет практически те же самые. И все это — задолго до официальной демонстрации изобретения Дугласа Энгельбарта.

Наземная система автоматического наведения на цель самолетов-перехватчиков в США (Semi-Automatic Ground Environment), созданная приблизительно в это же время, также имела манипулятор-пистолет, которым можно было водить непосредственно по радару. Сердцем этой системы был компьютер AN/FSQ-7, созданный компанией IBM.

⇡ Почему курсор наклонен?

Но вернемся все-таки к курсору. Первыми его могли увидеть участники Осенней объединенной компьютерной конференции (Fall Joint Computer Conference) 9 декабря 1968 года. Первый курсор в виде стрелочки указывал положение на экране, где выполнялось редактирование текста.


Демонстрация возможностей компьютерного манипулятора Дугласа Энгельбарта была записана на видео и вошла в историю как «Мать всех презентаций» (The Mother of all Demos).

Но если вы внимательно всмотритесь в изображение первого курсора, то заметите, что он несколько отличается от современного указателя на экране монитора. Он прямой, в отличие от привычного нам курсора, который имеет наклон в левую сторону. Зачем же его наклонили?

Спустя некоторое время после изобретения мыши команда Augmentation Research Centre стала распадаться, часть ученых перешла в Xerox PARC, где продолжила совершенствовать манипулятор. Вскоре компания Xerox смогла похвастаться первыми ПК, которые управлялись не только командами с клавиатуры, но и с помощью первых моделей компьютерных мышей.

Разрешение экрана в первых моделях компьютеров Xerox Alto составляло 808 точек по вертикали и 606 точек по горизонтали. Из-за этого ограничения было невозможно добиться четкого отображения вертикального курсора, поэтому его пришлось «повернуть». Новый курсор был лучше и по ряду других причин. Вертикальный курсор мог сливаться с символами на экране, а наклоненный — нет. Элементы интерфейса операционной системы Star содержали главным образом вертикальные и горизонтальные линии, на фоне которых визуально определить положение наклоненного курсора было проще.

Также не стоит забывать о том, какая низкая производительность была у компьютеров в то время. При создании курсора разработчикам казалось вполне логичным разместить «горячую точку» на острие курсора с координатами (0;0) — это позволяло сэкономить несколько циклов просчета подпрограммой, определяющей положение курсора.

Что же касается вопроса «Почему курсор наклонен именно в левую сторону?», то и тут найти ответ несложно. Попробуйте указать пальцем на экране монитора на какую-нибудь деталь. Видите, он наклонен в ту же сторону (если только вы не левша). Поэтому и курсор с наклоном влево выглядит нагляднее.


⇡ История значка @ — где «собака» зарыта

У знака @ есть множество имен. Есть официальное имя — «коммерческое at». А есть еще масса прозвищ, которые пользователи активно выдумывают на ходу. Какие только клички не присваивались этому знаку — «ухо», «загогулина», «хобот», «бублик», «плюшка», «обезьяна», «баран» и еще десятки других. Ну а самое популярное имя (по крайней мере, в России) — «собака».


Любопытно, что ассоциация с разными животными у пользователей различается, в зависимости от места проживания. Например, на Тайване этот знак зовут «мышкой» (как они только не путаются при этом с компьютерной мышью?), в Венгрии это — «червяк» и «клещ», в Греции — «уточка», в Италии — «улитка». В Финляндии этот знак называют «кошачий хвостик» или «мяу-мяу». Проголодавшиеся пользователи из Чехии и Словакии видят в нашей «собаке» вполне съедобный рулетик из сельди — «рольмопс», а в Израиле его и вовсе называют «штрудель».

Но почему же у нас прижилась «собака»? Видимо, есть причины, по которым именно это животное ассоциируется у наших пользователей с @. Возможно, все началось с восьмидесятых годов, когда в СССР была произведена линейка ЭВМ под названием ДВК («диалоговый вычислительный комплекс»). Специфическое отображение этого знака на дисплее делало @ (при наличии воображения) похожим на собачку. И этот символ отображался на экране при каждом включении ДВК.


Имеется также версия, что произношение английского at созвучно с лаем собаки. А еще, по словам геймеров с большим стажем, в девяностых годах существовала компьютерная игра Adventure с текстовой графикой, где у главного героя был помощник — собака. На экране она была показана знаком @. Несмотря на наши тщательные поиски, найти этот раритет нам так и не удалось.

Какая из вышеперечисленных версий правильная — вряд ли кто-нибудь сможет сказать точно. Выбирайте любую.

Особый смысл знаку @ придал программист Рэймонд Сэмюэль Томлинсон (Raymond Samuel Tomlinson), который работал в компании BBN (Bolt, Beranek and Newman) и принимал участие в работе над проектом ARPANET — прообразом современной сети Интернет.


Компьютерная сеть ARPANET (Advanced Research Projects Agency Network) была создана в 1969 году с подачи Министерства обороны США как альтернативный и надежный способ передачи данных на расстояние. Спустя два года Томлинсон предложил оригинальный способ отправки электронной почты на разные компьютеры сети ARPANET — разделяя пользователя и имя его компьютера с помощью @.

На клавиатуре было много символов, и теоретически можно было бы взять любой, но тут повлияла игра слов. Дело в том, что символ @ появился задолго до компьютеров и даже присутствовал на печатных машинках в виде отдельной клавиши. Напечатать «собаку» можно было еще в конце XIX века на машинках Underwood.


Знак @ использовался в коммерческой и деловой переписке, обозначая предлог «по», «при» или «на». Так, скажем, если необходимо было написать «цена на товар составит 100 долларов за штуку», достаточно было напечатать @$100. Таким образом, разделив почтовый адрес предлогом at, Рэймонд Томлинсон получил буквальное определение адреса — «такой-то пользователь на (@) таком-то компьютере». По иронии судьбы первое же письмо, посланное с символом @, оказалось спамом — оно содержало бессмысленный набор символов, с помощью которого Рэй проверил работу электронной почты.

Интересно, что программист не сразу осознал значение своего открытия. Более того, демонстрируя отправку и получение электронной почты в сети своему сослуживцу Джерри Барчфилу (Jerry Burchfiel), Томлинсон предупредил: «Знаешь, не говори про это никому. Вообще-то это не то, чем мы должны тут заниматься».

⇡ USB: дьявольский логотип

Изображение, символизирующее USB-подключение, можно найти на любом кабеле или рядом с гнездом для подключения. Созданное в рамках спецификации USB 1.0 обозначение USB-порта представлено в виде тройной линии, напоминающей фрагмент печатной схемы. В вертикальном положении этот знак приобретает вид трезубца, что неслучайно.

Данный символ дизайнеры позаимствовали из образа бога водной стихии Нептуна (Посейдона) в древней мифологии. В древнегреческой мифологии могучие вилы Посейдона имеют особое значение — это и грозное оружие, с помощью которого бог разрушает скалы, и символ власти. Как и на трезубце Посейдона, центральное острие выступает чуть больше, но если в греческой мифологии это означает жезл Зевса и признание силы старшего брата (два остальных «зуба» на трезубце Посейдона — это рогатина второго брата, Аида, бога подземного царства мертвых), то в случае с логотипом USB выступающий элемент не имеет смысловой нагрузки. Вместо шипов на трезубце USB-логотипа нарисованы три основные геометрические фигуры — круг, квадрат и треугольник. Эти простейшие фигуры символизируют разнообразие периферийных устройств, которые могут быть подключены к единому интерфейсу USB.

Забавно, что трезубец с USB-логотипа послужил предметом спора среди некоторых верующих. Четыре года назад он вызвал не совсем адекватную реакцию у отдельных религиозных служителей Бразилии , которые окрестили его инструментом дьявола и призвали пользователей отказаться от благ данной технологии, используя вместо нее Firewire или Bluetooth. Если следовать этой странной бразильской логике, то вслед за USB нужно было бы запретить всю продукцию Apple с логотипом в виде надкушенного яблока, а заодно и выбросить десертные вилки для торта с тремя зубьями. Как говорится, от греха подальше.


⇡ Bluetooth: знак короля Синезуба

Мобильное устройство невозможно представить без поддержки беспроводных сетей. Без возможности загружать данные с других устройств и передавать их портативный гаджет попросту бесполезен. На данный момент существует две наиболее популярные технологии передачи данных в локальных сетях без проводов — Wi-Fi и Bluetooth. У каждой из них есть свой логотип.

Взгляните на синий значок рядом с голубой лампочкой на вашем ноутбуке. Не замечаете ничего странного? Сравните его с другими символами на компьютере. Каждый рисунок более или менее понятен, так как его можно «расшифровать». Например, аккумулятор нарисован в виде батарейки, а управление громкостью помечено на клавишах изображением динамического излучателя. Но как бы вы ни фантазировали насчет логотипа Bluetooth, вряд ли догадаетесь, что за «кракозябра» на ней изображена.

Чтобы понять, откуда взялся логотип, нужно вспомнить о том, как и где появилась эта технология.

А родилась она на родине викингов, в Швеции, под началом известной фирмы Ericsson. Данную технологию разработали в 1994 году два инженера — швед Свен Маттиссон (Sven Mattisson) и голландец Яаап Хаартсен (Jaap Haartsen). Причем Маттиссон не только создал Bluetooth, но и косвенно повлиял на то, что эта технология была названа в честь короля Харальда Синезуба, одной из самых значительных фигур в истории Скандинавии.

Свен Маттиссон

Название Bluetooth предложил Джим Кардаш (Jim Kardach), который участвовал в организации переговоров между Intel (где и работал Кардаш), Ericsson, IBM, Toshiba и Nokia относительно разработки единого стандарта беспроводного соединения. В конечном итоге эти переговоры закончились появлением Special Interest Group (SIG), утвердившей стандарт Bluetooth.


Джим Кардаш

Как-то раз Джим поинтересовался у Свена, что за книгу он сейчас читает. Тот ответил, что это — исторический роман шведского писателя Франца Гуннара Бенгтссона (Frans Gunnar Bengtsson) о викингах. Кардаш заинтересовался этим автором и в скором времени тоже увлекся историей древней Скандинавии. Прочитанная литература очень увлекла Джима, в особенности он был впечатлен личностью древнескандинавского короля Харальда Синезуба. За время своего правления Харальд сделал немало полезных дел — объединил разрозненные земли, а также ввел христианство на территории Норвегии и Дании.

Кардаш предложил имя короля в качестве рабочего названия проекта, аргументированно обосновав свой выбор. Название Bluetooth оказалось очень метким и точным. Король Синезуб объединил скандинавские племена, а новая технология объединяла разрозненные разработки в области беспроводной передачи данных с малой мощностью. Bluetooth поставил точку в многообразии стандартов, существовавших в то время.


Знак, который стал логотипом технологии Bluetooth, образован двумя древнескандинавскими рунами. Первая называется «хагалаз» (Hagall), другая — «беркана» (Berkanan). Эти две руны повторяют буквы латинского алфавита H и B. Вместе же они составляют инициалы короля Харальда Синезуба. По этой же причине логотип Bluetooth имеет синий цвет.

Существует много версий появления у короля такого прозвища, например из-за дорогих одеяний редкого синего цвета, которые подчеркивали его высокий статус. Строго говоря, слово «синий» — не совсем верный перевод с древнескандинавского языка, по смысловому значению оно ближе к «темный». Возможно, король имел проблемы с зубами, отчего они и потемнели. Есть также версия, что Харальд просто очень любил чернику.

Название Bluetooth запоминалось сразу, оно очень понравилось журналистам, которые стали обыгрывать его в своих новостных заголовках, поэтому рабочее название решено было оставить. Хотя справедливости ради нужно сказать, что других вариантов имени почти и не было. Было лишь одно достойное альтернативное название этой технологии — Flirt, которое подкреплялось слоганом «Близко, но без контакта».

⇡ Иконка-гамбургер: самая популярная кнопка

Интерфейс разных компьютерных приложений имеет общие детали. Программы могут отличаться по функциональности, способом установки и запуска, но базовый принцип взаимодействия с пользователем остается неизменным. Мы смотрим на привычное главное меню, изучаем иконки — и мгновенно догадываемся, где и в каком месте интерфейса следует искать ту или иную опцию приложения. Одна из иконок, которая помогает пользователю быстро сориентироваться при знакомстве с новым приложением, называется «гамбургер». На ней нарисованы три горизонтальные черты, одна над другой.


Вероятно, человек, который так окрестил эту иконку, был голоден, и такое расположение линий напоминало слои в бутерброде. А вообще у этой иконки большая история. Она настоящий долгожитель, ей более тридцати лет, и появилась она на самых первых компьютерах.

⇡ Заключение

Рисунки над функциональными кнопками устройств обманчиво просты. Да, все гениальное просто, но не все простое — гениально. Мало просто нарисовать знак, нужно еще и выбрать образ таким, чтобы у пользователя не оставалось никаких сомнений в назначении этой кнопки или переключателя. Иногда у дизайнеров аппаратуры это получается, а иногда — нет. Порой смотришь на какую-то кнопку и недоумеваешь: «Что же все-таки хотел сказать художник этим иероглифом?» Впрочем, теперь вам известны секреты даже самых заковыристых компьютерных логотипов.