Виды самостоятельной работы:
Составление презентаций или докладов «Электрическое поле» в моей будущей профессии.
Составление презентаций или докладов «Электромагнитные явления» в моей будущей профессии.
Литература:
Мякишев Г.Я., Бухоцев Б.Б. Физика 10 М.: Просвещение. 2000,с 91-128,133-146,150-162
Мякишев Г.Я., Бухоцев Б.Б. Физика 11 М.: Просвещение. 2000,с 4-19, 94-129
Дмитриева В.Ф. Физика: Учебник для средних специальных учебных заведений М.: Академия, 2010, с.117-138
Средства обучения:
Тема 1.4. Строение атома и квантовая физика
Требования к знаниям:
механизм теплового излучения;
квантовую природу света, гипотезу Планка;
законы внешнего фотоэффекта;
уравнение Эйнштейна для фотоэффекта, давление света;
сущность опытов Резерфорда, модель атома Резерфорда и Бора, состав атомного ядра;
экспериментальные методы регистрации заряженных частиц;
сущность радиоактивности, состав радиоактивного излучения и его характеристики;
физическую сущность природы ядерных сил и дефекта массы;
механизм деления тяжелых атомных ядер, принцип работы ядерного реактора;
развитие атомной энергетики и проблемы экологии;
сущность термоядерного синтеза;
достижения ученых в решении проблемы управляемой термоядерной реакции, строение солнца и звёзд, основные этапы эволюции звёзд.
Требования к умениям:
решать задачи с использованием уравнения фотоэффекта, на вычисление энергии и импульса фотона;
формулировать постулаты Бора;
объяснять свойства элементарных частиц;
решать задачи на использование закона радиоактивного распада, на использование дефекта массы и энергии связи в ядре, на составление уравнений ядерных реакций;
рассчитывать энергетический выход термоядерной реакции;
решать задачи на сохранение баланса энергии при термоядерных реакциях.
Фотоэффект и корпускулярные свойства света. Использование фотоэффекта в технике. Строение атома: планетарная модель и модель Бора. Поглощение и испускание света атомом. Квантование энергии. Принцип действия и использование лазера.
Строение атомного ядра. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы. Энергия расщепления атомного ядра. Ядерная энергетика и экологические проблемы, связанные с ее использованием.
Демонстрации
Фотоэффект.
Фотоэлемент.
Излучение лазера.
Счетчик ионизирующих излучений.
Виды самостоятельной работы:
Составление опорного конспекта «Строение атома»
Литература:
Мякишев Г.Я., Бухоцев Б.Б. Физика 11 М.: Просвещение. 2000,с 160-170, 185-220
Дмитриева В.Ф. Физика: Учебник для средних специальных учебных заведений М.: Академия, 2010, с.348-362,367-412
Средства обучения: Необходимое оборудование для лабораторных работ, Интерактивная доска, ПК, слайдовые презентации.
Раздел 2. Химия с элементами экологии
Тема 2.1 Вода, растворы
Требования к знаниям:
загрязнение вод, способы очистки;
опреснение воды;
вода и её биологическая роль;
роль воды в жизни клетки и организма;
круговорот воды в природе;
химические и физические свойства воды;
растворение веществ в воде;
водные ресурсы Земли;
применение воды в промышленности, сельском хозяйстве и быту;
Требования к умениям:
определение загрязнений в воде;
определение жёсткости воды и способы её устранения;
свойства воды;
минеральные вещества.
Вода вокруг нас. Физические и химические свойства воды. Растворение твердых веществ и газов. Массовая доля вещества в растворе как способ выражения состава раствора.
Водные ресурсы Земли. Качество воды. Загрязнители воды и способы очистки. Жесткая вода и ее умягчение. Опреснение воды.
Демонстрации Физические свойства воды: поверхностное натяжение, смачивание. Зависимость растворимости твердых веществ и газов от температуры. Способы разделения смесей: фильтрование, дистилляция, делительная воронка.
Лабораторная работа № 6. Приготовление растворов с заданной массовой долей растворенного вещества.
Лабораторная работа №7. Очистка загрязненной воды.
Виды самостоятельной работы студента: Подготовить проект по режиму экономии бытового потребления воды. Какую информацию несут этикетки на бутылках с минеральной водой.
Литература: Габрилян О.С. Химия. – М..: Дрофа, 2009 -223 с.
Средства обучения: схема круговорота воды в природе; прозрачный плоскодонный стеклянный цилиндр, диаметром 2-2,5 см. высотой 30 – 35см, мерный цилиндр на 250 мл, дистиллированная вода.
Григорьева Елена Алексеевна
02.01.2016
Тема урока
Амперметр. Измерение силы тока. Лабораторная работа № 4.
Цель
Ознакомление учащихся с прибором для измерения силы тока - амперметром; формирование навыков сборки электрической цепи; навыков определения цены деления, предела измерения амперметра, его правильного включения в цепь и использования для измерения силы тока.
Задачи
1) Выяснить, как можно измерить силу тока; 2) научиться правильно включать в электрическую цепь амперметр и измерять с помощью него силу тока; 3) выполнить лабораторную работу по сборке электрической цепи и измерению силы тока в ее различных участках.
Тип урока Комбинированный урок.
Форма урока
Традиционный урок с элементами исследования.
Методы обучения
Наглядный, практический, индуктивный, лабораторная работа, фронтальный опрос.
Форма организации учебной деятельности учащихся
Групповая, фронтальная.
Оборудование
Источник питания, низковольтная лампа на подставке, ключ, амперметр, соединительные провода; учебник, компьютер, проектор, демонстрационный амперметр.
Планируемые результаты
1) На уровне запоминания: называть элементы электрической цепи, амперметр; воспроизводить определения электрический ток, сила тока. 2) На уровне понимания: понимать способ подключения амперметра в электрическую цепь. 3) На уровне применения в типичных ситуациях: собирать электрическую цепь, пользоваться амперметром для определения силы тока в электрической цепи, чертить схемы электрических цепей; уметь выполнять эксперименты, анализировать и оценивать результаты эксперимента.
Этапы урока:
3 Повторение материала
4 Новый материал
1 Организационный момент: приветствие, проверка эмоционального настроя учащихся.
(2 мин)
Здравствуйте, ребята! Наш сегодняшний урок пройдет под девизом: "И на Марсе будут яблони цвести"! Мне хотелось бы, чтобы вы были внимательны, корректны и дружелюбны, так как вам нужно будет поработать в парах.
Слайд 1. Приветствие.
2 Домашнее задание. Параграф 38, упр. 25.
(3 мин)
Параграф 38, упр. 25.
Слайд 2. Домашнее задание.
3 Повторение материала
(5 мин)
Давайте повторим материал, который поможет нам с вами вспомнить то, что активизурует вашу мозговую деятельность.
Слайд 3. Сила тока. Контроль
Проверьте друг у друга, насколько успешно вы справились с работой и нарисуйте смайлик, соответствующий вашей оценке.
4 Новый материал
(10 мин)
Сегодня мы с вами познакомимся с электроизмерительным прибором, позволяющим измерить силу тока в электрической цепи - амперметром.
Слайд 4. Амперметры
Амперметр - это прибор для измерения силы тока в цепи. Его устройство и принцип действия похожи на гальванометр. Его работа основана на магнитном действии тока. Определим цену деления, предел измерения амперметров, изображенных на рисунках.
Слайд 5. Включение амперметра в цепь и его обозначение на схеме
Правила пользования амперметром. 1) Включается в цепь последовательно. 2) Включение производится с помощью двух клемм "+" и "-". 3) Клемму со знаком "+" подключают к "+" источника, "-" к "-". 4) Беречь прибор от ударов, тряски и пыли.
Слайд 6. Измерение силы тока
Собрем виртуальную электрическую цепь и измерим силу тока.
Слайд 7. Измерение силы тока
Выполним необходимые записи в виртуальной тетради.
5 Выполнение лабораторной работы № 4 "Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках".
(20 мин)
Теперь переходим непосредственно к выполнению лабораторной работы № 4 по описанию в учебнике стр. 224.
С
лайд 8. учебник_225
Слайд 9. учебник_226
Используемые источники
Учебник "Физика. 8 класс" Перышкин А. В. М."Дрофа" 2014.
Виды самостоятельной работы:
Составление презентаций или докладов «Электрическое поле» в моей будущей профессии.
Составление презентаций или докладов «Электромагнитные явления» в моей будущей профессии.
Литература:
Мякишев Г.Я., Бухоцев Б.Б. Физика 10 М.: Просвещение. 2000,с 91-128,133-146,150-162
Мякишев Г.Я., Бухоцев Б.Б. Физика 11 М.: Просвещение. 2000,с 4-19, 94-129
Дмитриева В.Ф. Физика: Учебник для средних специальных учебных заведений М.: Академия, 2010, с.117-138
Средства обучения:
Тема 1.4. Строение атома и квантовая физика
Требования к знаниям:
механизм теплового излучения;
квантовую природу света, гипотезу Планка;
законы внешнего фотоэффекта;
уравнение Эйнштейна для фотоэффекта, давление света;
сущность опытов Резерфорда, модель атома Резерфорда и Бора, состав атомного ядра;
экспериментальные методы регистрации заряженных частиц;
сущность радиоактивности, состав радиоактивного излучения и его характеристики;
физическую сущность природы ядерных сил и дефекта массы;
механизм деления тяжелых атомных ядер, принцип работы ядерного реактора;
развитие атомной энергетики и проблемы экологии;
сущность термоядерного синтеза;
достижения ученых в решении проблемы управляемой термоядерной реакции, строение солнца и звёзд, основные этапы эволюции звёзд.
Требования к умениям:
решать задачи с использованием уравнения фотоэффекта, на вычисление энергии и импульса фотона;
формулировать постулаты Бора;
объяснять свойства элементарных частиц;
решать задачи на использование закона радиоактивного распада, на использование дефекта массы и энергии связи в ядре, на составление уравнений ядерных реакций;
рассчитывать энергетический выход термоядерной реакции;
решать задачи на сохранение баланса энергии при термоядерных реакциях.
Фотоэффект и корпускулярные свойства света. Использование фотоэффекта в технике. Строение атома: планетарная модель и модель Бора. Поглощение и испускание света атомом. Квантование энергии. Принцип действия и использование лазера.
Строение атомного ядра. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы. Энергия расщепления атомного ядра. Ядерная энергетика и экологические проблемы, связанные с ее использованием.
Демонстрации
Фотоэффект.
Фотоэлемент.
Излучение лазера.
Счетчик ионизирующих излучений.
Виды самостоятельной работы:
Составление опорного конспекта «Строение атома»
Литература:
Мякишев Г.Я., Бухоцев Б.Б. Физика 11 М.: Просвещение. 2000,с 160-170, 185-220
Дмитриева В.Ф. Физика: Учебник для средних специальных учебных заведений М.: Академия, 2010, с.348-362,367-412
Средства обучения: Необходимое оборудование для лабораторных работ, Интерактивная доска, ПК, слайдовые презентации.
Раздел 2. Химия с элементами экологии
Тема 2.1 Вода, растворы
Требования к знаниям:
загрязнение вод, способы очистки;
опреснение воды;
вода и её биологическая роль;
роль воды в жизни клетки и организма;
круговорот воды в природе;
химические и физические свойства воды;
растворение веществ в воде;
водные ресурсы Земли;
применение воды в промышленности, сельском хозяйстве и быту;
Требования к умениям:
определение загрязнений в воде;
определение жёсткости воды и способы её устранения;
свойства воды;
минеральные вещества.
Вода вокруг нас. Физические и химические свойства воды. Растворение твердых веществ и газов. Массовая доля вещества в растворе как способ выражения состава раствора.
Водные ресурсы Земли. Качество воды. Загрязнители воды и способы очистки. Жесткая вода и ее умягчение. Опреснение воды.
Демонстрации Физические свойства воды: поверхностное натяжение, смачивание. Зависимость растворимости твердых веществ и газов от температуры. Способы разделения смесей: фильтрование, дистилляция, делительная воронка.
Лабораторная работа № 6. Приготовление растворов с заданной массовой долей растворенного вещества.
Лабораторная работа №7. Очистка загрязненной воды.
Виды самостоятельной работы студента: Подготовить проект по режиму экономии бытового потребления воды. Какую информацию несут этикетки на бутылках с минеральной водой.
Литература: Габрилян О.С. Химия. – М..: Дрофа, 2009 -223 с.
Средства обучения: схема круговорота воды в природе; прозрачный плоскодонный стеклянный цилиндр, диаметром 2-2,5 см. высотой 30 – 35см, мерный цилиндр на 250 мл., дистиллированная вода.
Лабораторная работа № 3
Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках
Цель работы : 1. Овладеть приемами сборки электрической цепи, составленной из после-довательно соединенных элементов. 2. убедиться на опыте, что сила тока в раз-личных последовательно соединённых участках цепи одинакова.
Приборы и материалы: источник тока, низковольтная лампа на подставке, ключ, амперметр, соединительные провода, металлический планшет.
Сила тока - это…………………………………………………………………………………………
Единицы силы тока: ……………………………………………………………………………
Амперметр - это…………………………………………………………………………………………
Амперметр включают в цепь………………………………………………………………..
Обозначение амперметра в схеме………источника …………ключа…………лампочки…………
Начертите схемы трех электрических цепей
Ход работы:
1. Рассмотрите источник электропитания и определите полярность его выходных гнезд.
2. Рассмотрите панель с выключателем и определите:
-гнезда для подключения проводов;
Какому положению подвижной пластины ключа соответству-ет его условное обозначение на схемах.
3. Рассмотрите панель с лампой и укажите на ней гнезда для подключения проводов.
4. Рассмотрите соединительный провод и определите:
-для чего задняя часть штекера имеет отверстие;
Для чего металлический стержень штекера имеет прорезь.
5. Рассмотрите амперметр и определите:
Какая из клемм прибора соединяется с положительным полюсом источника электропитания;
Какую максимальную силу тока можно им измерить
Какова цена деления его шкалы.
6. Нарисуйте в тетради схему электрической цепи, изображенной на рисунке 1. Соберите эту электрическую цепь. Сборку удобнее начинать от положительного по-люса источника питания. Замкните ключ. По отклонению стрелки амперметра и свечению лампочки убедитесь в том, что собранная цепь работает.
7. Запишите показания амперметра рядом с нарисованной схемой1.
8. Нарисуйте в тетради схему электрической цепи, изображенной на рисунке 2. Соберите эту электрическую цепь. Запишите показания амперметра рядом с нарисованной схемой 2.
9. Нарисуйте в тетради схему электрической цепи, изображенной на рисунке 3. Соберите эту электрическую цепь. Запишите показания амперметра рядом с нарисованной схемой 3.
10. Укажите, чем отличаются схемы друг от друга. Сравните значения силы тока, полученные в трех опытах, и сде-лайте вывод о величине силы тока в различных участках последовательной цепи.
Лабораторная работа №4
Измерение напряжения на различных участках электрической цепи
Цель работы: измерить напряжение на участке цепи, состоящем из двух последовательно соединённых сопротивлений, и сравнить его с напряжением на конце каждого сопротивления.
Приборы и материалы : проволочные резисторы r 1 и R 2 , вольтметр, ключ, соединительные провода, металлический планшет, источник тока (можно использовать батарейку 4,5 В)
Тренировочные задания и вопросы
1. Электрическое напряжение - это……………………………………………………………
2. Формула:……………………………………………………………………………………………..
3. Единица электрического напряжения:…………………………………………………………..
4. 1 кВ =………В; 1 мВ =………В; 0,5 кВ =………..В; 100 мВ =………В;
5. Как называется прибор, с помощью которого измеря-ется напряжение?.............................
6. Как включается вольтметр в цепь? …………………………………………………………………………….
7. Обозначение вольтметра в схеме: ……………………………….
8. Как обозначают в электрической схеме?
источник тока………………ключ………………лампочку ………………резистор …………………
Ход работы
1. Соберите электрическую цепь по схеме (рис 1). Подключите вольтметр параллельно сопротивлению R 1 (рис2) . Запишите показания вольтметра:U
1
=………..
2. Подключите вольтметр параллельно сопротивлению R 2 (рис3). Запишите показания вольтметра: U 2 =………..
3. Подключите вольтметр параллельно сопротивлению R 1 и R 2 (рис4) . Запишите показания вольтметра: U =…………..
4. Вычислите U 1 + U 2 = ……… и сравните эту величину с U . Сделайте вывод.
Вывод:……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Дополнительно:
а) Измерьте напряжение на источнике тока при замкнутой цепи, сравните с U, сделайте вывод.
б) Измерьте напряжение на источнике тока при разомкнутой цепи, сравните с надписью на батарейке, сделайте вывод. (Это задание выполняется, если ученики работают с батарейкой)
Лабораторная работа №7
Измерение мощности и работы тока в электрической лампе
Цель работы . : изучение метода измерения мощности и работы тока в электрической лам-пе с помощью амперметра, вольтметра и секундомера
Оборудование: источник электропитания, лампа, переменный резистор, амперметр, вольтметр, ключ, часы с секундной стрелкой, соединительные прово-да, металлический планшет.
Тренировочные задания и вопросы
Напишите формулу работы электрического тока:……………………………………
В каких единицах измеряется работа тока?..........................................................................
Выразите работу через единицы измерения физических величин, входящих в формулу:
1Дж= …………………………….
Мощность электрического тока - это……………………………………………………..
Формула мощности:………………………………………………………….
Единицы измерения мощности……………………………………………..
Запишите через Дж:
1 Вт с =……….. 1 гВт -ч =……………
1 Вт ч =………. 1 кВт ч =…………..
Ход работы
Номер опыта | |||||
10. Дополнительно.