§20. Тип Хордовые (Подтипы Бесчерепные и Черепные или Позвоночные)

Вопрос 1. Каково наиболее существенное отличие ланцетников от беспозвоночных живот­ных?

Наиболее существенное отличие лан­цетников от беспозвоночных животных заключается в наличии внутреннего ске­лета, представленного хордой.

Вопрос 2. Перечислите черты приспособлен­ности ланцетника к жизни в воде.

Во-первых, у ланцетника обтекаемая форма тела, есть спинной и хвостовой плавники. Во-вторых, кожа у ланцетни­ка имеет большое количество железис­тых клеток, обильно смачивающих тело слизью. В-третьих, ланцетник дышит жабрами — органами, обеспечивающими газообмен в водной среде.

Вопрос 3. Каких ранее изученных животных напоминает по своему облику ланцетник?

По своему облику ланцетник напомина­ет головоногих моллюсков — кальмаров, но значительно более мелких размеров. Известно, что впервые описавший ланцет­ника в XVIII в. П. С. Паллас принял его за новый вид моллюска.

Вопрос 4. Можно ли утверждать, что круглоротые — исключительно вредные животные?

Личинки круглоротых (у миног они на­зываются пескоройками) являются фильтраторами. Они способствуют очищению водной среды.

Некоторые виды круглоротых являют­ся денными объектами промысла, напри­мер миноги.

Вопрос 5. Докажите, что круглоротые не от­носятся к беспозвоночным животным.

Беспозвоночные — животные, не имею­щие внутреннего скелета, представленно­го осевым стержнем — хордой или позво­ночником. Круглоротые имеют хорду, расположенную на спинной стороне тела в виде внутреннего упругого и эластичного тяжа. Следовательно, круглоротых нель­зя отнести к беспозвоночным животным.

Вопрос 6. Обитают ли представители кругло­ротых в вашей местности?

Представители круглоротых обитают в реках бассейнов Северного Ледовитого оке­ана, Каспийского, Черного и Балтийского морей. Наиболее известны обыкновенная, ручьевая и каспийская миноги. В низовья рек, впадающих в Балтийское море, иног­да выходит морская минога. Миксины — исключительно морские животные.

20. Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные

3 (60.9%) 577 votes

На этой странице искали:

  • каково наиболее существенное отличие ланцетников от беспозвоночных животных
  • каково наиболее существенное отличие ланцетников от беспозвоночных
  • докажите что круглоротые не относятся к беспозвоночным животным
  • перечислите черты приспособленности ланцетника к жизни в воде
  • обитают ли представители круглоротых в вашей местности

Класс круглоротые включает современных бесчелюстных, распределяемых по двум подклассам. Это наиболее древний класс из ныне живущих позвоночных.

Система класса (включает 38-45 ныне живущих видов).
Класс Круглоротые - Cyclostomata
Подкласс Миноги - Petromyzones
Отряд Миногообразиые - Petromyzoniformes
Подкласс Миксины - Myxini
Отряд Миксинообразные - Myxiniformes .

Подкласс миноги включает один отряд и одно семейство миноговые - Petromyzonidae , объединяющее 20-24 вида 7 родов. Делятся на 3 группы: а) наиболее крупные виды (до 1 м длины) - морские или проходные миноги - большую часть времени проводят в море, в прибрежных водах, на нерест входят в реки (атлантическая морская минога - Petromyzon marinus , каспийская минога - Caspiomyzon wagneri и др.); б) речные проходные миноги населяют более опресненные прибрежные участки морей, нерестуя в реках (европейская речная минога - Lampetra fluviatilis , японская минога - L. ayresii и др.); в) в пресных водах Европы и Азии живут непроходные речные, озерные и ручьевые мелкие миноги p. lampetra , а в Северной Америке - p. Ichtyomyzon.

Подкласс миксины включает один отряд с двумя семействами: миксиновых Myxinidae (наружные протоки жаберных мешков впадают в подкожный канал, который открывается наружу одним отверстием на боковой стороне в конце передней трети тела) и бделлостомовых Bdellostomidae (каждый из 5-16 пар жаберных мешков открывается наружу самостоятельным отверстием). В отряде 18 видов, относимых к 5 родам. Живут в морях; при солености ниже 29°/0о перестают питаться, а при 25%о и ниже погибают. Держатся около дна на глубинах от нескольких метров до 400-500 и более. Достигают длины 50- 60 см.

Особенности организации круглоротых . Форма тела угреобразная или червеобразная. Небольшой хвостовой плавник протоцеркальный (равнолопастный). Парных плавников нет. У миног есть два (редко один) спинных плавника, а у самок перед нерестом развивается небольшой анальный плавник. У миксин спинные плавники не развиты.

Покровы . Кожа мягкая, без следов наружного скелета. В эпидермисе многочисленны одноклеточные железы, выделяющие обильную слизь, покрывающую тело круглоротых. Слизь имеет защитное значение; у миксин она, вероятно, облегчает проникновение в тело жертвы.

Двигательная система . Миохордальный комплекс полностью сохраняет свое значение. В течение всей жизни осевой скелет представлен плотной хордой. Ее окружает толстая соединительнотканная оболочка ("жировая подушка"; она охватывает и лежащий над хордой спинной мозг. У миног в толще этой оболочки по бокам спинного мозга образуются маленькие палочковидные хрящики (по две пары в каждом сегменте тела), представляющие собой зачатии позвонков; их называют верхними (невральными) дугами. У миксин не образуются.

Мозговой череп круглоротых находится на эволюционной стадии, соответствующей ранним этапам эмбрионального развития черепа остальных позвоночных. Он представляет собой разрастание пара хордалий и окружает головной мозг только снизу и с боков (у миксин боковые участки не развиты); сверху мозг закрыт соединительнотканной пленкой. Затылочный отдел мозговой коробки не развит. Спереди к мозговому черепу примыкает непарная, но двураздельная обонятельная капсула, а к задним боковым стенкам - парные слуховые капсулы).

Своеобразен висцеральный скелет; он включает скелет предротовой воронки, жаберную решетку и околосердечный хрящ. Кольцевой хрящ и несколько непарных хрящей поддерживают стенки предротовой воронки и мощную мускулатуру языка. Некоторые из них (задний верхний хрящ) прирастают к мозговому черепу. Жаберная решетка развита только у миног и отсутствует у миксин. Она расположена под кожей, кнаружи от жаберных мешков и состоит из изогнутых 9 вертикальных и 4 продольных хрящевых балочек, сливающихся в точках пересечения. К жаберной решетке прирастает околосердечный хрящ, охватывающий сердце сзади и с боков. К висцеральному скелету относится и подглазничная дуга, прирастающая к мозговому черепу и ограничивающая снизу плохо выраженную глазницу. Такой висцеральный скелет, очевидно, развился путем дифференцировки висцеральных дуг предков - скелетных образований, находившихся в перегородках между жаберными щелями.

Речная минога (Lampetra fluviatilis)

Хвостовой и спинные плавники поддерживаются длинными и тонкими хрящевыми лучами, доходящими до наружного края плавников.

Мышечная система круглоротых значительно мощнее, чем у бесчерепных. Она состоит из мышечных сегментов - миомеров, отделенных друг от друга соединительнотканными перегородками - миосептами. Каждая миосепта образует ломаную линию в виде лежащей на боку латинской буквы W; средний угол расположен примерно посредине тела и вершиной направлен вперед. В голове и жаберной области под миомерами соматической мускулатуры дифференцируется висцеральная мускулатура, образующая сложную систему мышц предротовой воронки, языка и жаберных мешков. Они обеспечивают присасывание к жертве, пробуравливание отверстия в ее покровах и насасывание пищи, а также создание тока воды через жаберные мешки. Двигаются в толще воды с помощью боковых изгибов туловища (ундулирующих движений).

Органы пищеварения и питание . Пищеварительная трубка начинается предротовой воронкой, более развитой у миног. По краям воронки у них расположены облегчающие присасывание мелкие складочки кожи, а у миксин - две пары подвижных усиков. Ороговевшие сосочки эпителия внутренней поверхности воронки образуют роговые зубчики и зубные пластинки; их размеры, форма и расположение имеют систематическое значение. В глубине воронки расположено округлое ротовое отверстие, снизу ограниченное вершиной мощного языка, вооруженного 1-2 крепкими роговыми зубами или сложной роговой зубной пластинкой. Мелкую добычу миноги засасывают с током воды.

Присосавшись к крупной добыче, минога вершиной языка пробуравливает ее кожу, а миксина вгрызается зубом языка, проникая в тело жертвы. Парные слюнные железы, открывающиеся протоками под вершиной языка, выделяют в рану антикоагулянты, препятствующие свертыванию крови, и протеолитические ферменты, растворяющие (лизирующие) белки. Особенно много выделяют в добычу протеолитических ферментов миксины; это позволяет им растворить и затем всосать все мягкие ткани добычи, оставив лишь кожу и кости. Крайне своеобразное и не свойственное остальным позвоночным "вне кишечное пищеварение" позволяет круглоротым питаться крупной добычей. Благодаря сокращению и расслаблению мощной мускулатуры языка, объем ротовой полости меняется в значительных пределах, и в нее, как в полость шприца, насасывается пища. За ротовой полостью у миксин и личинок миног идет глотка, в которую открываются внутренние отверстия жаберных мешков. При насасывании пищи миксинами внутренние отверстия мешков закрываются специальными мышцами - сфинктерами, и пища проходит в кишечник, не попадая в жаберные мешки.

У личинок миног в начальной части глотки есть мерцательный желобок, выделяющий слизь - эндостиль. Мерцанием их ресничек и движениями паруса - складки на границе ротовой полости и глотки - создается подвижный шнур слизи, тянущийся к кишечнику. Попавшие с током воды в глотку пищевые частицы захватываются потоком слизи и направляются в кишечник, а вода проходит в жаберные мешки и через их наружные отверстия вытекает наружу. Такой способ питания личинки миноги-пескоройки удивительно близок к тому, что имеет место у взрослого ланцетника, и служит примером рекапитуляции - повторения в развитии потомков предковых признаков.

Во время метаморфоза личинки миноги складка, вырастающая от дна задней части глотки, разделяет глотку на два изолированных отдела: переходящий в кишечник пищевод и кончающуюся слепо дыхательную трубку, в которую открываются внутренние отверстия жаберных мешков. Со стороны ротовой полости вход в дыхательную трубку прикрывает подвижная складка - парус. У плавающей миноги парус отогнут и прикрывает вход в пищевод; вода через рот проходит в дыхательную трубку и оттуда в жаберные мешки.

Когда минога присосалась к добыче, парус закрывает вход в дыхательную трубку и насасываемая кровь жертвы идет в пищевод и кишечник, не попадая в жаберные мешки. За счет сокращения мускулатуры и эластичности жаберной решетки изменяется объем жаберных мешков и вода поступает в них и выводится через наружные отверстия; при этом дыхательная трубка способствует перераспределению воды между жаберными мешками. Тонкостенный пищевод миног незаметно переходит в кишечник. У всех круглоротых кишечник, не образуя петель, опускается вдоль печени на вентральную сторону и открывается самостоятельным анальным отверстием. У миног всасывательная поверхность кишечника увеличивается развитием крупной складки - спирального клапана, идущего вдоль всей кишечной трубки.

Крупная компактная печень лежит за сердцем и имеет форму конуса, вершиной направленного назад; желчный пузырь протоком открывается в кишечник. У идущих на нерест и прекращающих в это время питаться миног желчный пузырь и проток редуцируются. Поджелудочная железа островками рассеяна по стенке кишечника и при обычном анатомировании не видна.

Круглоротые способны поглощать большие количества пищи. Так, миксина за 7-10 ч потребляет пищу, превышающую ее вес в 7-8 раз. Насытившееся животное способно переносить длительное голодание (видимо, в течение нескольких недель).

Круглоротые - это немногочисленная группа примитивных позвоночных животных, предшественников рыб. Насчитывается менее 50 видов. Ранее круглоротые выделялись в ранге класса подтипа Позвоночных. По современной систематике они также относятся к позвоночным, но считаются полифилетической (произошедшей от разных предков) группой животных.

Хотя круглоротых и относят к позвоночным, на протяжении всей жизни у них сохраняется хорда. Однако в соединительной ткани появляются хрящевые выросты, защищающие спинной мозг, а также зачатки позвонков. Череп слагается из хрящей. Костной ткани в их скелете нет вообще, только хрящи и окружающая их соединительная ткань.

В отличие от рыб у круглоротых нет чешуи (поэтому кожа голая и слизистая), нет также парных плавников, челюстей. Из-за отсутствия челюстей их относят к группе бесчелюстных позвоночных. Однако черепная коробка, состоящая из ряда хрящей, у них имеется (в отличие от ланцетников).

На спинной стороне у круглоротых имеется два кожистых непарных плавника. Последний постепенно переходит в хвостовой плавник.

Рот находится на дне ротовой присоски, усаженной роговыми зубами. Глотка разделена перегородкой на пищевод и лежащую под ним дыхательную трубку. Желудок у круглоротых недоразвит. За ним следует кишка.

Жабры миног и миксин по своему строению и эмбриональному происхождению отличаются от жабр рыб. Жаберные отверстия глотки открываются у круглоротых в жаберные мешки, в стенках которых расположена сеть мелких кровеносных сосудов. Жаберные мешки миног открываются наружу самостоятельными отверстиями; у миксин они открываются в общий продольный канал (с каждой стороны в свой). Каждый канал открывается во внешнюю среду одним своим отверстием.

Хотя кровеносная система схожа с таковой ланцетника, в данном классе появляется двухкамерное сердце.

Органы выделения - туловищные или головные (реже) почки.

У круглоротых, в отличие от ланцетников, уже появляется головной мозг. Однако он имеет более простое строение, чем у остальных позвоночных.

Еще одной важной отличительной особенностью круглоротых является то, что орган обоняния у них непарный и открывается наружу одной ноздрей, в отличие от остальных позвоночных. Другие органы чувств также имеют более простое строение по-сравнению с позвоночными. У миксин глаза скрыты под кожей.

Половые железы непарные. Среди миксин есть виды-гермафродиты, хотя для остальных позвоночных гермафродитизм не характерен. Протоков, выводящих половые продукты, нет. Через разрывы стенок гонад они попадают в полость тела, далее в мочеполовой синус, открывающийся во внешнюю среду.

Миноги после однократного размножения погибают. Личинки миног называются пескоройками. Они некоторое время живут в пресных водах, потом уходят в море.

Круглоротые нередко являются объектом промысла.

Хотя миноги широко распространены в наших водах, однако в тех местностях, где они не составляют предмета промысла, только случайно удаётся наблюдать их в живом виде. Они ведут очень скрытый образ жизни, постоянно держатся на дне рек и озёр и становятся деятельными и подвижными только по ночам. У нас в народе почти всюду считают миног несъедобными и потому мало ими интересуются, и только близ Нарвы, на Неве, на Онеге и на нижней Волге существует развитый миножий промысел.

Всякий, кто ел миногу, знает, что в ней нет ни позвоночника, ни рёбер, как у наших обыкновенных рыб, и что она съедается целиком. Значит, костного скелета у миноги нет, у неё сохраняется на всю жизнь спинная струна; кроме хорды имеется только хрящевой череп и слаборазвитые зачатки верхних дуг, прикрывающие спинной мозг (тела позвонков у миноги не образуются). Нет у миноги и плавательного пузыря (миноги держатся на дне!).

Внешний вид миног также очень своеобразен (рис. 32). Тело у них длинное и червеобразное, покрытое совершенно голой кожей. Парных плавников - ни грудных, ни брюшных - не имеется.

Позади головы, по бокам тела, расположено по семи круглых жаберных отверстий (рис. 33; отсюда одно из народных названий миноги - семидырка). На голове между глазами одна непарная ноздря, а рот имеет совершенно особое устройство. У миноги совсем нет челюстей, и рот её представляет собой углубление в форме воронки, внутри которой сидят мелкие роговые зубы.

В глубине ротовой полости находится язык, также снабжённый роговыми зубами. Благодаря такому устройству рта, несколько напоминающему рот пиявки, минога может пользоваться им как присоской и держаться на различных подводных предметах.

Понятно, что в таком случае необходимая для дыхания вода уже не может входить через рот, и минога втягивает и выбрасывает её через жаберные отверстия; для этого она расширяет жаберную полость, подобно тому как мы расширяем и сжимаем грудную клетку.

Питаются миноги охотнее всего соками других рыб, и мёртвых и живых (например, попавших на рыболовные крюки). Присасываясь к телу рыбы, минога роговыми зубами пробуравливает кожу и въедается в тело добычи; затем она начинает высасывать из неё питательные вещества, действуя языком, как поршнем насоса.

Наконец, у миног есть ещё одна интересная особенность: развитие их идёт с превращением, и личинок миног - пескороек долгое время относили к особому роду. У пескороек рот не имеет зубов и прикрыт губой, глаза затянуты кожей, а жаберный аппарат не отделён от пищеварительной трубки (рис. 33). Они роются в подводном иле и питаются там различными растительными остатками (присасываться они не могут). Только по прошествии трёх лет личинки-пескоройки превращаются во взрослую миногу.

Всеми этими признаками, а в особенности отсутствием челюстей, которые имеются у всех других позвоночных, миноги настолько сильно отличаются от рыб, что их в настоящее время выделяют в особый класс круглоротых.

В пресных водах СССР живёт несколько видов миног: обыкновенная минога - в бассейне Балтийского моря и Северного Ледовитого океана (длина тела около 35 см), ручьевая минога - в более мелких речках и ручьях (длина тела до 26 см) и каспийская минога - проходная рыба в бассейне Каспийского моря (длина 40–50 см). В отличие от своих родичей каспийская минога никогда не присасывается к рыбам и питается водорослями.

В реках бассейна Чёрного моря водятся миноги дунайская и украинская, лишь недавно выделенные в качестве особых видов. В Сибири и на Дальнем Востоке речная и ручьевая миноги представлены особыми географическими подвидами.

Наконец, в низовьях рек, впадающих в Балтийское море, иногда входит и морская минога.

Ряд особенностей, которыми круглоротые отличаются от настоящих рыб, указывает на их более низкую организацию. Миноги как будто остановились в своём развитии на той стадии, которую проходят зародыши рыб, когда у них в теле главной основой является хорда, а хрящевой скелет только начинает образовываться. При такой организации миноги способны только пресмыкаться по дну водоёмов и своими повадками в некотором отношении напоминают пиявок.

Недаром в народе их личинок, а иногда и самих миног считают не рыбой, а червяком. А близких к миногам миксин, которые въедаются в тело различных морских рыб и забираются в их внутренности, Линней даже принял за глистов - настолько эти существа и по внешнему виду, и по образу жизни мало похожи на позвоночное животное.

Но вместе с тем у круглоротых, в отличие от бесчерепного ланцетника, имеются череп и позвоночник (правда, представленный только верхними дугами). Следовательно, круглоротых следует отнести уже к подтипу позвоночных.

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использо-вать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объ-ектами;

Задачи:

Образовательные : формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельно-сти, и эстетической культуры как способно-сти к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Развивающие: развитие познавательных мотивов, направ-ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и цен-ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру-гих людей; экологическое сознание; воспита-ние любви к природе;

Личностные : понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

Познавательные : умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру-гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем-ного, раз-вивающего обучения, групповой деятельно-сти

Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

Формирование у учащихся деятель-ностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа — изучение текста и иллюстративного материала составление таблицы «Си-стематические группы многоклеточных » при консультативной помощи учеников- экспертов с последующей самопровер-кой; парное или групповое выполнение лабораторной работы при консульта-тивной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельная работа по изученному материалу.

Планируемые результаты

Предметные

понимать смысл биологических терминов;

описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных разных систематических групп; сравнивать особенно-сти строения простейших и многоклеточных животных;

распознавать органы и системы органов живот-ных разных систематических групп; сравнивать и объяснять причины сходства и различий;

устанавливать взаимосвязь между особенно-стями строения органов и функциями, которые они выполняют;

приводить примеры животных разных система-тических групп;

различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы простейших и многоклеточных животных;

характеризовать направления эволюции живот-ного мира; приводить доказательства эволюции животного мира;

Метапредметные УУД

Познавательные:

работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, пре-образовывать ее из одной формы в другую;

составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения поня-тий;

проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные резуль-таты;

сравнивать и классифицировать, самостоятель-но выбирая критерии для указанных логиче-ских операций;

строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;

определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, ана-лизировать и оценивать ее достоверность;

Регулятивные:

организовывать и планировать свою учебную деятельность — определять цель работы, после-довательность действий, ставить задачи, про-гнозировать результаты работы;

самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные ре-зультаты работы, выбирать средства достиже-ния цели;

работать по плану, сверять свои действия с це-лью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

владеть основами самоконтроля и самооцен-ки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;

Коммуникативные:

слушать и вступать в диалог, участвовать в кол-лективном обсуждении проблем;

интегрироваться и строить продуктивное взаи-модействие со сверстниками и взрослыми;

адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументи-ровать свою точку зрения, отстаивать свою по-зицию.

Личностные УУД

Формирование и развитие позна-вательного инте-реса к изучению биологии и исто-рии развития зна-ний о природе

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Основные понятия

Многообразие животного мира; многообразие Хордовых, их широкое распространение по Земле, освоение ими различных сред обитания, понятие «хорда»; классификация типа; характеристика класса Ланцетники и класса Круглоротые

Ход урока

Актуализация знаний

Выберите правильный на ваш взгляд вариант ответа.

К каким существам относятся беспозвоночные?

одноклеточным

многоклеточным

могут относиться и к тем, и к другим

2. На какие группы делят многоклеточных?

позвоночные и безпозвоночные

кишечнополостные и черви

членистоногие и молюски

3. Где обитают кишечнополостные?

в водной среде

в воздушно-наземной среде

в почвенной среде

4. Как называется самый известный представитель червей?

дождевой червь

5. Чем моллюски отличаются от других беспозвоночных?

наличием раковины

живут в воде

удлиненное вытянутое тело

6. К какому типу беспозвоночных относятся насекомые?

моллюски

членистоногие

7. К какому типу беспозвоночных относятся ракообразные?

членистоногие

кишечнополостные

иглокожие

8. Какие беспозвоночные могут менять твердость своих покровов?

иглокожие

моллюски

членистоногие

9. К какому типу беспозвоночных относят медуз?

кишечнополостные

моллюски

10. Что объединяет всех беспозвоночных?

отсутствие скелета

среда обитания

способ передвижения

Изучение нового материала (рассказ учителя с элементами беседа)

ПОДТИПЫ: БЕСЧЕРЕПНЫЕ И ЧЕРЕПНЫЕ, ИЛИ ПОЗВОНОЧНЫЕ

1.Какие характерные особенности имеют животные, относящиеся к типу хордовых?

2.Что отличает ланцетника от беспозвоночных животных?

3.Чем круглоротые отличаются от ланцетника?

4.Чем характеризуются Бесчерепные и Черепные хордовые?

Общая характеристика. К типу хордовых относятся двусторонне-симметричные животные с внутренним скелетом, который представ-лен прочным осевым стержнем — хордой. Низшие хордовые — лан-цетник, минога, миксина имеют хорду в виде упругого эластичного тяжа, расположенного на спинной стороне тела от головного отдела к хвостовому.

Высшие хордовые — рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие (включая человека) имеют хорду в зароды-шевом состоянии. С ростом и развитием этих организмов она заме-няется хрящевым или костным позвоночником. Хорда или позво-ночник являются опорой для прикрепления мускулатуры.

Нервная система представлена трубчатымтяжем, лежащим над хордой. У высших хордовых нервная трубка в передней части расширяется и превращается в головной мозг. Пищеварительная систе-ма в виде трубки находится под хордой. Наземные хордовые имеют жаберные щели на ранних периодах зародышевого развития. Крове-носная система у хордовых замкнутая. Хордовые преимущественно свободно живущие организмы.

В типе хордовых мы рассмотрим подтип Бесчерепные и под-тип Черепные, или Позвоночные.

Подтип Бесчерепные. Класс Ланцетники

Общая характеристика. К подтипу бесчерепных относится только один класс — Ланцетники. Это полупрозрачные, рыбообразные морские животные, длиной от 1 до 8 см (рис. 79). Форма тела напо-минает хирургический инструмент ланцет (отсюда их название). К настоящему времени известно около 30 видов ланцетников, оби-тающих в умеренных и теплых морях. Они распространены у бере-гов Атлантического, Индийского и Тихого океанов.

Обычно ланцетники живут на глубине от 10 до 30 м. Они зары-ваются в песок, выставив наружу переднюю часть тела с ротовым отверстием, окруженным щупальцами.

Ланцетники фильтруют воду. Пищей им служит планктон — взвешенные в воде одноклеточные животные и водоросли. Ланцет-ники беззащитны и имеют много врагов. Потревоженные, они мгновенно покидают убежище, переплывают на другое место и быстро вновь зарываются в грунт. Наиболее активны в ночное время.

Тело ланцетников сжато с боков, заострено с обоих концов, ли-шено обособленной головы. У них отсутствует череп, головной мозг не сформирован, нет парных плавников. Имеется непарный спинной плавник, который тянется вдоль спины, переходит в хвостовой плав-ник и заканчивается на брюшке. Снаружи ланцетники покрыты ко-жей, имеющей большое количество железистых клеток, обильно сма-чивающих тело слизью. Мышечный слой этого животного расположен по бокам тела и разделен перегородками на 50—80 сегментов. Внут-ренний скелет состоит из хорды, над ней располагается нервная труб-ка со светочувствительными клетками. Органы чувств развиты очень слабо. Хорда и нервная трубка покрыты общей оболочкой. Ланцетни-ки — раздельнополые организмы. В ночное время при благоприятных для размножения условиях половозрелые особи выметывают мелкую икру и сперматозоиды. Оплодотворение икры наружное. Личинки, выходящие из икры, плавают в толще воды в течение 3 месяцев. Половозрелыми становятся на 2—3 году жизни, живут 3—4 года.


Ланцетики служат хорошим кормом для многих водных позво-ночных животных. Азиатский ланцетик служит объектом специ-ального промысла. Местные жители Юго-Восточной Азии употреб-ляют ланцетников в пищу в жареном, вареном и сушеном виде. Ежегодно вылавливают до 35 т ланцетников, что соответствует 280 млн особей этих животных.

Подтип Бесчерепные

" Тип Хордовое . Класс Головохордовые "

Подтип Черепные, или Позвоночные

Общая характеристика. Позвоночные — группа животных, имею-щая скелет головы, или череп, и позвоночник, состоящий из по-звонков. Череп и позвоночник защищают головной и спинной мозг, который образовался из нервной трубки бесчерепных.

У позвоночных усложняются органы чувств. Особенно совер-шенствуются органы слуха и зрения. Многочисленные группы мышц обеспечивают значительную подвижность животным, осуществляе-мую в основном при помощи парных конечностей. Есть сердце, ко-торое гонит кровь по замкнутой кровеносной системе. Дыхание водных животных происходит с помощью жабр, а наземных — с помощью настоящих легких.

Позвоночных насчитывают около 40—45 тыс. видов. Живут в воде, на суше, часть из них приспособлена к полетам и подземному образу жизни. К подтипу позвоночных, или черепных, относятся классы: Круглоротые, Хрящевые рыбы, Костные рыбы, Земновод-ные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие.

Класс Круглоротые


Общая характеристика . Круглоротые представляют наиболее прими-тивную группу современных позвоночных. К этому классу относятся миноги и миксины. У них нет костной ткани в скелете и в течение всей жизни сохраняется хорда. Рот круглый, имеет форму присасыва-тельной воронки. Есть роговые зубы и мощный язык (рис. 81). Кругло-ротые не имеют челюстей и конечностей. По бокам головы находятся недоразвитые глаза, в отличие от всех позвоночных орган обоняния у круглоротых открывается на переднем конце одной ноздрей (рис. 80). Такое вооружение используется для прикрепления к твердым предме-там и прокусывания кожных покровов жертв. В воде круглоротые передвигаются, совершая червеобразные движения. Голая кожа обиль-но смачивается слизью. Миноги и миксины живут в морях и пресных водоемах. К настоящему времени описано около 45 их видов.

Первые настоящие позвоночные животные - круглоротые

Образ жизни скрытый. Эти круглоротые предпочитают на-ходиться на дне водоемов, способны зарываться в грунт, но могут свободно плавать как у поверхности, так
и на глубине.

Миксины — морские животные. По форме тела они напоминают больших
червей. Миксины охотятся на морских беспозвоночных и рыб. Нападая на
рыбу, миксина прогрызает тело жертвы, а затем попадает внутрь. От рыбы оста-
ется только кожа и скелет.

Морские чудовища - минога

Ланцетник был впервые описан в XVIII в. Первооткрыватель ланцетника российский ученый П. С. Паллас принял его за мо-ллюска и назвал ланцетовидным слизнем. Лишь спустя 60 лет была выяснена принадлежность ланцетика к хордовым. Содержание жира в теле миноги перед ходом на нерест 34%, а возле мест нереста — 1%.

Самостоятельная работа

Ответить на вопросы

1.Каково наиболее существенное отличие ланцетников от беспозво- »■ ночных животных?

2.Перечислите черты приспособленности ланцетника к жизни в воде.

3.Каких ранее изученных животных напоминает по своему облику ланцетник?

4.Можно ли утверждать, что круглоротые — исключительно вредные животные?

5. Докажите, что круглоротые не относятся к беспозвоночным живот-ным

6.Обитают ли представители круглоротых в вашей местности?

Ресурсы

Биология. Животные. 7 класс учебник для общеобразоват. учрежде-ний/ В. В. Латюшин, В. А. Шапкин.

Активные формы и методы обучения биологии : Животные. Кп. для учителя: Из опыта работы, —М.:, Просвещение. Молис С. С.. Молис С. А

Рабочая программа по биологии 7класс к УМК В.В. Латюшина, В.А. Шапкина (М.: Дрофа).

В.В. Латюшин, Е. А. Ламехова. Биология. 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс». - М.: Дрофа.

Захарова Н. Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В. В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс»/ Н. Ю. Захарова. 2-изд. - М.: Издательство «Экзамен»

Хостинг презентаций