Форма здания. V – с деревянными неоштукатуренными. Конструктивные системы зданий

Во всех развитых странах мира, опорой кото рых является обладание ма териальной собственностью, господствующей формой до ма остается брусок. На про тяжении всей истории страны, где окружение основано на геометрической решетке, воз главляли технический про гресс - прикладную науку практической сферы. Прямоу гольные пространства не слишком хороши для поддер жания жизни, но зато как они удобны для складирования вещей. Стеллажи для папок, для "дел", которым была бы придана органичная форма, были бы явно непрактичны.

В наши дни большинство помещений прямоугольны и ограничены жесткими, идеально выглаженными поверхностями. В них даже тех смягчающих черт, вроде орнаментации или раппорта рисунка, сочных обрамлений каминов, заглубленных стеллажей, дверных проемов, врезанных по диагонали, эркеров или разработанной лепнины, с помощью которых обитатели Викторианских домов смягчали их коробчатые формы. Нередко входишь в помещения, в самом деле спроектированные как "склады" для людей - это вычитывается прямо из ана лиза плана или стоит загля нуть внутрь.

Помещения такого рода можно сделать обитае мыми лишь с помощью мебе ли, домашних растений, де коративных предметов и всего прочего, что способно при влечь к себе внимание. Чтобы этого добиться, нужно как правило довольно много предметов. При минимуме обстановки, такие помещения вовсе не спокойные и свя щенные Места, а всего лишь пустые и стерильные коробки. В таких пространствах, как в витринах магазинов, весь интерес заключен в разнооб разии вещей. Случаются ком наты, в которых необходимо иметь множество - обычно весьма дорогих - вещей, чтобы сделать их наготу пе реносимой. Немало таких помещений и даже садов, где лишь орнаментация, лишен ная иного назначения, спо собна привнести чувство об-житости.

Дело вовсе не в том, что прямоугольные помеще ния удобны для того, чтобы помещать в них вещи: им не обходимо множество вещей, чтобы вообще превратить их в комнаты, где можно жить. Они и результат и средство самоподдержания материали стической культуры.

Необходимо особо подчеркнуть, что дело не в прямоугольности как таковой, но лишь в ее способности отсасывать жизнь у живого. Там, где материалы, фактуры, свет и цвет, живые линии и, главное, человеческая дея тельность могут заново вдох нуть жизнь в такие формы и пространства, практически и нормативно-культурные свой ства прямоугольного могут обращаться в достоинство. И все же в целом я ощущаю себя гораздо легче, работая с нерегулярными или смягчен ными в очертаниях прост ранствами.

При всей стерильно сти, при всей силе ассоциа ций с сугубо материальным, прямоугольные сооружения составляют главную линию развития европейской архи тектуры в течение тысячи лет. Однако раньше они не были идеальными прямоугольника ми в плане, тогда как формы кровли в значительной сте пени смягчали форму целого. В наше время прямоугольни ки, их поверхности и линии кровель стали и тверже и геометрически правильнее.

Более того, внешнее про странство, ограниченное со оружениями, редко бывало в точности прямоугольным. Да же когда к этому стремились, некоторая живость привноси лась уклонами рельефа и легкими различиями самих зданий. Типическая городская площадь оказывалась скорее "прямовидной", чем прямоу гольной. Пространства или, другими словами, места, в которых протекает чело веческая жизнь, делались живыми, а не мертвыми, какие порождаются одной геомет рией.

Хотя законы геометрии лежат в основе строения форм живой природы, прямо угольных живых существ не бывает. Нет ничего более контрастного миру есте ственных форм, чем формы, образованные встречей пря мых под прямым углом, - пос ледние, во благо или во зло, рукотворны. Их применение в древней сакральной архитек туре есть язык взаимоотно шения человека не с миром окружающей его природы, но только с миром космических сил и законов геометрии.

С течением времени эти формы приобрели само стоятельный социальный ста тус: дома знати, поверхности, выглаженные инструментом ремесленника, обособились осмысленного градостроительно го проектирования типичная го родская площадь не имела обычно правильной геомет рической формы.

Если мы войдем внутрь пентаграммы через середину од ной из сторон, открывающееся пространство приглашает вовнутрь, если с угла - задняя стенка будет резко противо стоять нашему движению.Лишенные космической оправданности и заботливой ручной доводки, эти формы напрочь лишены жизненного начала. С другой стороны, чисто органические формы, свойственные окру жающей природе, лишены печати сознания человека. Жизнетворные формы чело веческого окружения должны обнаруживаться где-то между этими двумя крайностями, как это свойственно дуализму самой человеческой природы.

Места нашего обита ния, места, которые мы ис пользуем, хотя бы ступень отделены от мира природы. В самом деле, большинство жилищ, включая и древней шие с их земляным полом, отделены от внешнего мира хотя бы одной осмысленно выполненной ступенью, одним оформленным шагом. Не случайно одним из профессиональных затруднений при проектировании входов, удобных для инвалидных коля сок, является утрата осмыс ленного перепада уровней, который играет ключевую роль в определении перехода из одного места с его особым настроением в другое. Боль шая гостиная, в которую рас крываются и кухня и спальни, может быть и лишь своего рода транспортным перекре стком и местом отдохновения. Все будет зависеть от пере мены уровней, от возможно сти сделать оформленный шаг вверх, к свету и бодрости, и вниз - -к уютной замкнутости, к защищенности. Там, где не возможно организовать пе репад уровней пола, я стрем люсь достичь того же эффек та, используя перепад высоты потолка, уровня освещенно-

Даже крайне неприят ную для места пребывания форму плана можно преобра зовать в привлекательную, если ее острые углы срезать так, чтобы превратить их в пару ту пых углов. Теперь помещение превратилось в очень приватную емкость, особенно если асим метричным образом разместить окно на одной стене.

То, как мы заходим внутрь даже жесткого прямоу гольного пространства, ока жет сильное воздействие на наше восприятие. Это воз действие еще сильнее, если пространство не имеет пра вильной формы. Культурная традиция приписывает пен таграмме то священные, то демонические свойства в за висимости от того, прямо или в перевернутом виде она рассматривается. Я не мог понять этого, пока не попы тался вжиться в опыт восприя тия встречи с этой формой. Входя посредине одной из сторон, мы видим перед со бой влекущее внутрь замкну тое пространство, но войдя с угла, мы обнаружим перед собой несокрушимую благо даря симметричности, грубо противостоящую нам стену, сила которой сковывает вся кую свободу личностного начала. Может быть, это из лишние тонкости? Не знаю, но если бы передо мной стояла задача создать сугубо фашистское пережи вание пространства судеб ного зала, к примеру, то я постарался бы усилить свой ства перевернутой пентаг раммы. Постарайтесь это во образить! Возникающий эф фект столь мощен, столь про

тивоположен чувству свободы, что нельзя не подивиться то му, что он не был исполь-

Чтобы обрести ус тойчивость, пространством тако го типа необходимы один или два прямых угла в роли "якоря" -это, разумеется, отнюдь не пра вило: просто я нередко делаю это интуитивно, не задумываясь специально.

зован. Только сейчас, достиг нув определенной зрелости, я начал всерьез переживать качества правильных геомет рических форм и пространств. Именно поэтому я редко их использую - с ними опасно играть. Мне известно, что ве ликие пирамиды строились и как пространство естествен ного бальзамирования, что в их силовом центре не только сохраняются без тления по павшие туда мыши, но что там фараон во время иници ации мог пережить нечто, вроде физической смерти, не умирая. Мне известны опыта, когда люди строят пирамиды, в которых они "подзаряжают

Такое пространство яв но небезопасно: потолок прови саетпод тяжестью, стены прода вились и словно колеблются. Может это и недурно в полотне, но невыносимо в бетоне.

В этих линиях акценти рована именно сама линия и ее прямизна, тогда как место их встречи скорее случайно. Меня учили, что архитектор должен чертить именно так. Эти линии "чувствуют" момент поворота, и сами линии служат лишь под держке ключевому моменту. Когда их рисуешь, всем своим телом ощущаешь форму и то, как она поворачивается под ка рандашом.

Я во всяком случае ощущаю себя на куда более прочном грун те, когда создаю архитектуру всего лишь из стен, пола и кровли.

Итак, мы немного по размыслили на тему прямого угла. Теперь мне хочется ос тановиться на свойствах внут реннего угла как такового.

Такой угол может состояться под любым углом встречи плоскостей или криволиней ных поверхностей. При вос приятии он может приглашать и обнимать или исключать, выталкивать или защемлять.

Так ощущается про странство, если свести его к плану, но те же формы вос принимаются совершенно иначе в разрезе. Здесь мы ищем стен, которые надежно покоятся на земле, потолка, который надежно прикрывает сверху. Конечно же, такие формы будут совсем иными в зависимости от материала.

Все такие формы как бы подразумевают замыкание кривыми, но лишь некоторые выполняются в криволинейных поверхностях. Другие образо ваны прямыми, хотя жела тельно "не вполне прямыми".

Мы обычно мыслим линиями, но глаз не видит самой линии. Он регистри рует грань, вдоль которой один цвет или тон встречается с другим. Линейный рисунок - не более, чем условный код для отображения того, что мы видим. Контуры блокируют восприятие, замещая его полноту застывшими "идеями", но все искусство архитектуры строится на контуре. Проект нуждается в работе с чертежом, а чертеж базируется на линии. Только работа в сугубо скульптурной формой, которую сначала моделируют в глине, а затем пропорционально увеличивают, может обойтись без линейного построения. Архитектура строится в линиях, но что это за линии? Одни являют собой чистую абстракцию, образуемую кончиком чертежного инструмента, другие же оживляют границу, которую описывают.

План:

  • Общие сведения о зданиях и сооружениях

  • Классификация зданий

  • Требования, предъявляемые к зданиям и сооружениям



  • Здания – это надземная часть предназначенная для отдыха, учебы, работы и т.д.

  • Сооружение – это постройка технического назначения



Классификация зданий

  • по назначению

  • по этажности

  • по конструкции стен

  • по способу возведения

  • по степени долговечности

  • по степени огнестойкости

  • по классам







по способу возведения

  • полносборные- монтируемые из конструкций и деталей заводского изготовления



по степени долговечности

  • По способности конструктивных элементов сохранять требуемые эксплуатационные требования

  • 1 степень – со сроком службы более 100 лет

  • 2 степень – 50 – 100 лет

  • 3 степень – 20- 50 лет

  • 4 степень – до 20 лет



Степени возгораемости зданий:

  • Несгораемые

  • Трудносгораемые

  • Сгораемые



по степени огнестойкости

  • по возможности конструкций сохранять при пожаре функции несущих и ограждающих элементов

  • I –III – c каменными конструкциями

  • IV – с деревянными оштукатуренными

  • V – с деревянными неоштукатуренными



по классам

  • По совокупности требований, касающихся степени долговечности, огнестойкости и других эксплуатационных качеств.

  • I класс

  • II класс

  • III класс

  • IV класс

  • V класс



к I классу относятся

  • крупные промышленные и общественные здания, а также жилые в девять этажей и более, здания с повышенными эксплуатационными и архитектурными требованиями



к II классу относятся

  • Общественные, промышленные и сельскохозяйственные здания, жилые от пяти до девяти этажей



к III классу относятся

  • Промышленные и сельскохозяйственные здания с низкими эксплуатационными требованиями, жилые от пяти до девяти этажей



к IV классу относятся

  • жилые до пяти этажей



к V классу относятся

  • временные здания



По материалу стен здания бывают:

  • Деревянные

  • Каменные

  • Кирпичные

  • Железо-бетонные



По конструктивному решению здания делятся на:

  • Мелкоэлементные

  • Крупноэлементные

  • Монолитные







Дать характеристику зданию по классификации



Польза

  • Польза – цель, ради которой создается здание или сооружение, т. е. функциональное предназначение.

  • Прочность – обязательное условие материального существования здания.

  • Красота – нужна для удовлетворения наших эстетических потребностей.



Требования к зданиям:

  • Капитальность характеризуется долговечностью и огнестойкостью.

  • Долговечность зависит от:

  • а) прочности основных конструкций;

  • б) качества строительно-монтажных

  • работ;

  • в) сопряжения конструкций;

  • г) соблюдения технологических

  • правил в производстве работ.

  • Огнестойкость определяется степенью возгораемости материалов, применяемых для строительства зданий и пределом стойкости.

  • Функциональность – предназначе-ние здания.



Закрепление знаний:

  • Какие здания бывают по назначению?

  • Что называется зданиями, сооружениями?

  • На какие группы подразделяют здания?

  • Дать характеристику зданию по классификации.



Заключение

  • Сегодня мы с вами изучили, какие бывают здания и сооружения, какие требования к ним предъявляются. Данный материал необходим вам для изучения следующих тем, а также на уроках технологии, для вашей будущей профессии.



Согласно СНиП 10-01-94 сооружение - это результат строительной деятельности для осуществления определённых потребительских функций. В научно-технической литературе часто используется сочетание слов "здания и строительные сооружения". В этом сочетании "строительные сооружения" понимаются в значении как "другие строительные сооружения, которые не являются зданиями", например, инженерно-технические сооружения (мосты, дымовые трубы, мачты, радио и телевизионные башни и др.), подземные сооружения (туннели, подземные сооружения метрополитена, убежища и др.), мемориальные и архитектурные сооружения.

Этимология

Слово «здание», вероятно, образовалось от существовавшего когда-то глагола «зьдати», который означал «строить». Глагол «зьдати» произошел, в свою очередь, от существительного «зьдъ» - «глина», - так как глина активно использовалась как строительный материал. От этого же глагола произошли слова «зодчий», «создавать» .

Для сравнения... В английском языке слово «building» («здание», «строение») также является производным от глагола «build» («строить»), подобно тому как русском языке «здание» есть, как уже сказано выше, производное от глагола «зьдати» («строить»). Подобное наблюдается и в немецком языке: «Gebäude» («здание», «строение») есть производное от bauen («строить»).

Разделение по назначению

По назначению здания принято разделять на:

  • Гражданские:
жилые - все здания, предназначенные для использования в качестве жилищ (жилые дома, гостиницы, общежития, жилые корпуса пансионатов, домов отдыха и др.), общественные (например: театры, музеи, торговые центры, вокзалы и т. д.), административные - любые офисные здания, т. е предназначенные для размещения офисов.
  • Промышленные:
производственные (заводы, фабрики), подсобные, энергетические (электростанции), складские.
  • Сельскохозяйственные (теплицы, силосные башни, помещения для скота, склады и мастерские с/х техники),

Перечисленные виды здания резко отличаются по своей архитектурно-конструктивной структуре и внешнему виду.

Каждая из указанных групп делится по степени капитальности (по СНиП II-А.3-61 на 4 класса). Культурно-исторические памятники должны сохраниться в течение столетий (театры, дворцы, метрополитен, электростанции…). От этого зависят и требования к строительству и огнестойкости, и др. архитектурные требования .

Административные здания

Коммерческие

Коммерческие здания - используемые для ведения бизнеса (продажи и пр.). Эта категория здания может, в частности, включать в себя следующие подгруппы:

  • административные здания - в данном случае здания для размещения офисов коммерческих организаций и учреждений;
  • торговые - здания (торговые центры, мегамоллы, павильоны) для размещения торговых предприятий (магазинов, супермаркетов, гипермаркетов);
  • выставочные - здания для проведения выставок в интересах коммерческих организаций-участников выставок, а также для ведения выставочного бизнеса, т. е. бизнеса на предоставление помещений под выставки;
  • коммерческие производственные - здания для размещения коммерческих производств (фабрик, заводов), т. е. используемых производственными коммерческими организациями для производства той или иной продукции на продажу.
  • вспомогательные - здания для размещения различных вспомогательных служб (например гаражи для корпоративного автотранспорта), обеспечивающих основную деятельность организации-владельца.

Коммерческие здания часто совмещают различные из указанных функции. В частности существует довольно много торгово-офисных зданий, используемых как для размещения торговых предприятий так и для размещения офисов (преимущественно фронт-офисов).

Производственные

Здания, используемые для организации и размещения производства, делятся на четыре подгруппы:

  • Основные - здания, в которых размещены фабричные цеха.
  • Энергетические - энергоблоки тепловых электростанций (в частности ТЭЦ, ГРЭС, АЭС, ГеоТЭС), котельные, электро- и трансформаторные подстанции и т. д.
  • Транспортно-складского хозяйства - гаражи (депо), стоянки напольного промышленного транспорта, хранилища продукции или расходных материалов (например сырья), пожарное депо.
  • Вспомогательные - административные (офисные) помещения, бытовки, медпункты, столовые и т. д.

Жилые

Другие

Исторические здания

Конструкции зданий

Здания состоят из конструкций, которые по своей функции делятся на несущие, ограждающие и совмещенные, которые одновременно выполняют несущие и ограждающие функции (например стены, оболочки покрытия здания). Также здание включает инженерные сети и функциональное обеспечение.

Несущие конструкции обеспечивают прочность, жесткость и устойчивость здания в целом и его отдельных частей под действием нагрузок от веса людей, мебели, оборудования, ветровых, сейсмических, снеговых и других временных нагрузок. Ограждающие конструкции разделяют помещения здания, отделяют внутренний объем здания от внешней среды. Главное назначение ограждающих конструкций - обеспечение теплозащиты, звукоизоляции, огнестойкости и т.п. Но вместе с тем ограждающие конструкции должны обладать необходимой прочностью и жесткостью. Поэтому все ограждающие конструкции являются одновременно и несущими, но не наоборот.

Несущие конструкции подразделяются на опорные, пролетные и комбинированные, которые одновременно являются опорными и пролетными конструкциями (например оболочки покрытия здания). Опорные несущие конструкции воспринимают и передают основанию усилия от собственного веса, опирающихся на них пролетных конструкций и остальных опирающихся на них конструкций. К опорным конструкциям зданий относятся фундаменты, колонны, стены, на которые опираются перекрытия или покрытие здания, и другие. Пролетные конструкции предназначены для перекрытия помещений или проемов в стенах. К пролетным конструкциям относятся балки,перемычки,фермы, плиты перекрытий и покрытий, арки, своды, купола, оболочки, лестничные площадки и марши, балконы и др.

Конструктивные системы зданий

Конструктивной системой называется совокупность взаимосвязанных конструкций, которые обеспечивают прочность, жёсткость и устойчивость здания. Наряду с термином "конструктивная система" в технической литературе в том же значении используется термин "конструктивная схема". Этот термин применяют еще в двух значениях: для обозначения графического изображения несущих конструкций и схемы расположения несущих конструкций (например, продольная, поперечная конструктивная схема). Поэтому предпочтительнее использовать первый из указанных терминов.

Конструктивная система здания определяется типом опорных и пролетных конструкций.

Опорные конструкции здания, кроме нагрузок от собственного веса и непосредственно приложенных к ним временным нагрузок (например,ветровых), воспринимают и передают основанию нагрузки от опирающихся на них конструкций, технологического оборудования и архитектурных деталей. Для зданий используют четыре типа опорных конструкций: стены , каркасы, стволы (ядра жесткости) и оболочки (трубы) , которым соответствуют стеновые, каркасные, ствольные и оболочковые конструктивные системы. Конструктивная система с вертикальными несущими конструкциями двух и более типов называется комбинированной или производной. Тип опорных конструкций может изменяться как в плане здания, так и по его высоте, например, каркас в нижних этажах и несущие стены - в верхних этажах.

Пролетные конструкции используются для перекрытия внутренних и наружных помещений здания. Основные типы пролетных конструкций: балки , ригеля ,арки , плиты , своды , купола , оболочки .

Многоэтажные здания, как правило, имеют жесткие в собственной плоскости перекрытия. Конструктивные особенности таких перекрытий не существенно влияют на особенности совместной пространственной работы несущей системы здания. Поэтому конструктивные системы таких зданий в основном определяется типом опорных несущих конструкций.

Классификация конструктивных систем зданий

Классификационная схема конструктивных систем многоэтажных зданий: I - каркасная, II - стеновая, III - ствольная (ядро), IV - оболочковая (труба), I+II - каркасно-стеновая, I+III - каркасно-ствольная, I+IV - каркасно-оболочковая, II+III - ствольно-стеновая, II+IV - оболочково-стеновая, III+IV - ствольно-оболочковая (труба в трубе).

Основные конструктивные системы (на классификационной схеме в зелёных кружках):

I. Каркасные

  • стоечные (стоечно-балочные , стоечно-арочные , стоечно-купольные),устойчивость которых обеспечивается за счет собственного веса конструкций,
  • связевые со стоечным каркасом, устойчивость которых обеспечивается диафрагмами жёсткости из плоскостных элементов или раскосных связями,
  • рамные, устойчивость которых обеспечивается за счет жёстких узловых соединений колонн и ригелей,
  • рамно-связевые (с диафрагмами жёсткости и рамным каркасом, с жёсткими включениями, которые образуют ферму, с горизонтальными поясами жёсткости).

II. Стеновые

  • перекрёстно-стеновые,
  • плоскостеновые - с продольными, с поперечными, с радиальными стенами,
  • с наружными несущими стенами без внутренних опорных конструкций (стен и других вертикальных опор).

III. Ствольные (ядра)

  • с консольными перекрытиями,
  • этажерочные,
  • с перекрытиями, подвешенными к горизонтальным ростверкам,
  • мостовые.

IV. Оболочковые (трубы)

  • с решетчатой рамной или раскосной оболочкой,
  • многосекционные решетчатые оболочки
  • с макрофермами.

Производные конструктивные системы (на классификационной схеме в жёлтых кружках):

I+II - Каркасно-стеновые (здания с неполным каркасом).

I+III - Каркасно-ствольные (сочетание рамного или стоечного каркаса с внутренним стволом).

II+III - Ствольно-стеновые.

I+IV - Оболочково-каркасные (сочетание внешней решетчатой оболочки и внутреннего стоечного каркаса).

III+IV - Оболочково-ствольные (сочетание внешней решетчатой оболочки и внутреннего ствола).

II+IV - Оболочково-стеновые (сочетание внешней решетчатой оболочки и внутренних несущих стен).

По технологии строительства

  • Сборные здания - возводимые из предварительно изготовленных на фабрике.

или строительной площадке) элементов конструкций.

  • Сборно-монолитные - возводимые из сборных элементов и монолитного бетона, укладываемого непосредственно в конструкции здания.
  • Монолитные - с основными конструкциями (перекрытиями, стенами, элементами каркаса) из монолитного бетона .
  • Из мелкоштучных элементов (кирпича , керамических и бетонных блоков и др.), укладываемых вручную или строительными роботами.

По материалу несущих конструкций

  • каменные;
  • из полимерных материалов;
  • смешанные.

Основные характеристики

Размеры : Высота Внутренняя