Примеры выполнения задания 26 егэ по обществознанию.

ЕГЭ 2017. Обществознание. Практикум. Задания части 2. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л.

М.: 2017. - 96 с.

Практикум по обществознанию ориентирован на подготовку учащихся средней школы к успешной сдаче Единого государственного экзамена. Пособие содержит подробный разбор всех типов заданий части 2, несколько десятков заданий высокого уровня сложности для отработки каждого типа заданий, а также рекомендации по выполнению заданий высокого уровня сложности, разбор типичных ошибок, ответы и критерии оценивания заданий части 2. Книга предназначена преподавателям, родителям, репетиторам, а также учащимся средней школы для самостоятельной подготовки к ЕГЭ.

Формат: pdf

Размер: 1 ,5 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Содержание
Предисловие 4
Особенности заданий части 2 6
Задания для работы с текстом (21-24) 10
Характеристика текстов 10
Характеристика заданий 13
Типичные ошибки 22
Проверьте себя 27
Как работать с текстом на экзамене 37
Тренировочные задания 38
Раскрытие смысла понятия и его применение в заданном контексте (25) 46
Назначение задания и критерии оценивания 46
Типичные ошибки 49
Советы и рекомендации 51
Тренировочные задания „ 53
Задания на конкретизацию теоретических положений (26) 54
Задания-задачи (27) 59
Тренировочные задания 70
Задания на составление плана (28) 75
Особенности составления плана по предложенной теме 75
Тренировочные задания 77
Задание 29 83
Обществоведческое эссе: специфика задания 83
Примеры и комментарии 91

Часть 2 - самая сложная часть Единого государственного экзамена по обществознанию. Она содержит задания с развернутым свободно формулируемым ответом преимущественно высокой сложности. Исключение составляют задания к тексту 21 и 22, целью которых является проверка не столько уровня знаний учащихся, сколько их умений извлекать информацию из предъявленного текста. В то же время эти задания оказывают помощь в осмыслении текста и его последующего анализа.
Задания высокого уровня сложности 23-29 призваны проверить широту и глубину овладения учащимися обществоведческим материалом и выявить уровень их интеллектуальных умений. Эти задания требуют умений приводить аргументы, факты, примеры для обоснования того или иного теоретического положения, формулировать собственную точку зрения, .связывать теоретические знания и конкретные мнения и социальные ситуации. Эти же задания предусматривают и выявление общей эрудиции учащихся, умение пользоваться контекстным знанием, а также знаниями смежных гуманитарных дисциплин: истории, литературы, географии.
Завершает работу задание 29 - мини-сочинение (эссе) по одной из пяти тем, представленной в виде афористического высказывания. Каждая тема эссе соотносится с одной из шести базовых наук курса обществознания: философией, экономикой, социологией, и социальной психологией, политологией или правоведением. Выполняя это задание, экзаменуемый осуществляет выбор высказывания-темы. Выбрав тему, выпускник может проявить свои знания и умения на том содержании обществоведческого курса, которое для него наиболее привлекательно.

Задачи у этого вопроса две:

  • в виде вопроса, содержащего ключевую мысль смыслового блока: «»
  1. Сущность среднего класса.
  2. Состав среднего класса.
  3. Функции среднего класса.
  1. Что такое средний класс?
  2. Какие функции выполняет средний класс?

Источники:

Каждый человек возрастом за восемнадцать по собственному опыту знает, что такое экзамен . Но школьный экзамен – это еще полбеды. Здесь человек учится довольно много времени, поэтому привыкает к учителям, а те, в свою очередь, - к ученикам. И, возможно, окажут на экзамен е некоторое послабление или помощь. Но теперь, с приходом в нашу страну Единого Государственного Экзамена, все меняется. И вместо живого общения с человеком из комиссии мы вынуждены зарисовывать кружочки в тестах.

Инструкция

На самом деле это есть самая серьезная . Вспомним философию восточных боевых искусств, когда говорят: "Никогда ни стоит недооценивать своего противника". В данном случае – это противник, которого лучше переоценить, и значительно лучше подготовиться.

Но, взглянув с другой стороны, понимаешь, что обществознание – такой же предмет, как и все остальные. Следовательно, ничего сверхъестественного здесь нет. Для успешной сдачи экзамен а требуется лишь определенная подготовка и уверенность в своих силах.

Готовиться стоит начинать примерно или год до экзамен а. Человеческий мозг устроен таким образом, что информация, воспринятая когда-то в прошлом, значительно лучше усваивается и легче извлекается, нежели та, что прочитана пару часов назад.

Как писал Джон Кехо в книге «Подсознание может все», информация, которую мозг воспринимал в течении жизни, не исчезает. Даже если человек не помнит чего-то, это не значит, что этого нет. Основная часть воспринятого материала откладывается в подсознании. А в нужный момент мозг может это воспоминание. Но уверенности в том, что это правильный ответ, не будет. Будет четкое понимание, что проявляются не знания, а . Но это лишь ненавязчивая работа подсознания, которая помогает найти правильный ответ в различных вопросах.

Что же касается непосредственно самого экзамен а, то за день до него лучше не загружать мозг ничем лишним, а просто отдохнуть. Перегрузка информацией и волнение перед ответственным днем могут привести к стрессу, а это не самое лучшее, что может быть. Поэтому самый правильный вариант – это отдохнуть и выспаться.

Совет 3: Как правильно выполнить задание 26 в ОГЭ по обществознанию

Задание 26 в ОГЭ: как правильно выполнять его? Что нужно знать, чтобы получить максимальный балл? Особенности ответа и советы школьнику.

Задание №26 в ОГЭ по обществознанию – одно из самых простых и одновременно вызывающих больше всего проблем у школьников. Тем не менее выполнять его не так уж сложно: нужно только усвоить несколько простых правил.

26-е задание представляет собой краткий план представленного для разбора текста. Оценивается оно в 2 балла. Необходимо выделить все смысловые фрагменты отрывка и озаглавить каждый из них.

Задачи у этого вопроса две:

  1. проверить умение ученика выделять ключевые мысли текста, без которых невозможно нормально учиться в профессиональном заведении;
  2. оценить навыки ребёнка по составлению краткого плана ответа.

Есть и третья функция, важная уже для самого школьника: после составления «оглавления» намного проще будет отвечать на остальные вопросы письменной части.

Как должно выглядеть задание №26

Чтобы проще было понять, как именно называть каждый пункт, представьте, что вас попросили написать доклад на какую-то не слишком вам знакомую тему. И взять с собой на выступление разрешили лишь оглавление к этому докладу. Соответственно, каждый пункт этого оглавления должен быть составлен таким образом, чтобы, прочитав его, вы сразу вспомнили содержание всей главы.

Делать план текста можно двумя способами:

  • в виде предложения назывной формы: «Функции среднего класса»;

При этом больше ценится ответ, выполненный именно в виде оглавления, а не списка основных вопросов текста.

Чаще всего смысловой блок совпадает с абзацем. Однако бывают и другие ситуации. Так, иногда в одном крупном абзаце может содержаться два фрагмента, несущих совершенно разную информацию. В этом случае каждый из них придётся выделить отдельным пунктом плана.

Бывает и наоборот: несколько абзацев раскрывают разные аспекты одного и того же вопроса, поэтому выделять каждый пункт по отдельности нельзя. Чаще всего это происходит, когда автор перечисляет функции или признаки какого-либо социального явления.

Например, текст «Средний класс» разделён на 8 абзацев; при этом в четвёртом абзаце говорится, что средний класс выполняет разные функции, а во всех последующих по очереди раскрываются каждая из этих функций. Получается, что реально смысловых блоков в этом задании лишь 4: все функции вместе с вводным предложением нужно выделить одним пунктом.

Правильный план к этому рассказу будет выглядеть так:

  1. Сущность среднего класса.
  2. Состав среднего класса.
  3. Критерии выделения среднего класса.
  4. Функции среднего класса.

Либо же, если вы предпочитаете выполнять 26-е задание в форме вопросов, можно составить оглавление таким образом:

  1. Что такое средний класс?
  2. Кого относят к среднему классу?
  3. По каким критериям выделяют средний класс?
  4. Какие функции выполняет средний класс?

Обратите внимание, что форма задания не допускает слишком длинных предложений, пунктов, состоящих из двух и более предложений, а также дополнительных подпунктов типа «1а», «1б», «1в». Не будут засчитаны пункты, содержащие слова, не несущие смысловой нагрузки, или выглядящие как вырванный из контекста кусок фразы.

При этом выписывать в оглавлении фрагменты текста, если они хорошо отражают смысл абзаца и не содержат лишних слов, не возбраняется.

Как правильно составить название пункта

Для того чтобы научиться правильно делать задание №26, нужно научиться выделять ключевые мысли текста и каждого абзаца в отдельности. Для этого попробуйте мысленно пересказать текст, ответив на вопрос: «о чём рассказывается в отрывке»? А в первом абзаце? Во втором абзаце?

Не нужно повторять фразы, которые в тексте уже есть: сократите и упростите их, передав только общий смысл. Уберите все вводные слова, эпитеты и сравнения, оставьте лишь «каркас» - несколько словосочетаний, без которых предложение или абзац потеряют смысл. Именно они и будут ключевой мыслью.

Например, во фразе «Вполне очевидно, что языковое расслоение проходит по иным линиям, нежели линии расового или государственного расслоения» есть только 5 слов, действительно имеющих значение: «языковое расслоение», «линии», «расовое» и «государственное расслоение». Все остальные слова служат лишь для связок этого предложения с предыдущим и последующим и для придания фразе «эмоциональной» окраски. Именно из этих пяти слов и нужно будет строить название пункта для задания 26.

Ключевая мысль фразы состоит в том, что линии разных типов социального расслоения различаются. Остаётся превратить повествовательную форму предложения в форму названия: «Линии социального расслоения».

Название должно быть кратким, лаконичным и полностью отражать смысл фрагмента. Не нужно ни чрезмерно конкретизировать, ни обобщать смысл высказывания. Так, вариант «социальное расслоение» для упомянутого пункта не будет засчитан. Понятно, что весь текст рассказывает именно о социальном расслоении. Но поскольку в данном абзаце речь идёт конкретно о критериях этого расслоения, то все более «обширные» названия будут неверными, поскольку не дадут представления о содержании «главы».

Девятиклассникам можно дать и ещё один совет: побольше читайте и старайтесь мысленно или вслух, пересказывать прочитанное, чтобы навык выделения ключевых мыслей постепенно становился автоматическим.

Источники:

  • ОГЭ по обществознанию: разбор заданий с развернутым ответом
  • Как выполнять задания 26 по обществознанию

Как выполнять задания 26 по обществознанию

Как выполнять задание 26 ЕГЭ по обществознанию? Задания части 2 сложнее, чем задания части 1. Для их решения надо знать кое-какие нюансы. Их не помешает знать каждому абитуриенту. Задание 26 ЕГЭ по обществознанию включает в себя проверяемую тему, или ее аспект, а также вопрос об иллюстрации этой темы примерами. Оценивается это задание тремя первичными баллами. Решим для примера несколько вариантов задания 26 по обществознанию и попутно дам несколько рекомендаций, как их делать.

Шаг 1. Определить, к какой теме относится данное задание. Из примера видно, что задание отсылает нас к . Общественные организации это социальные объединения, которые функционируют вне рамок государства, вне политической власти. Это мы тоже разбирали в посте . Надо назвать и проиллюстрировать три проявления роли этих организаций в политической системе.

Шаг 2. Поймите, что от Вас требуется.

В данном задании требуется привести три примера взаимодействия общественных организаций с государством. Для этого задаем себе вопрос: когда общественные организации «лезут» в политику? Ответ: (1) когда отстаивают интересы людей, (2) когда доносят информацию о состоянии общества до государства, и (3) когда выступают независимыми экспертами, например при независимой оценке государственных учреждений.

Вот вам и три роли!!!

Шаг 3. Грамотно и кратко сформулируйте три роли и по примеры к каждой. В нашем случае ответ к заданию С6 по обществознанию будет таким:

1.Выражение и отстаивание интересов общества. Пример: союз матерей выступил с инициативой годичного срока воинской службы по призыву.

2.Информирующая роль. Профсоюз учителей проинформировал о намерены городские власти о реальной заработной плате работников школы

3.Контролирующая роль. Союз гражданских инициатив провел независимую проверку качества работы государственных больничных учреждений города.

Сделает ещё одно задание 26 по обществознанию, но уже без пошагового разбора, чтобы всё окончательно стало ясно, а не пасмурно 😉

Проверяемая тема: гражданское право, экономическая сфера общества. Подтема — виды юридических лиц.

Ответ:

1. Участники хозяйственного товарищества непосредственно участвуют в его деятельности. Пример: В товариществе «Лопухъ» каждый участник товарищества непосредственно отчитывается за свою деятельность

2. Права и обязанности участников товарищества регулируются учредительных документом товарищества. Пример: Ю.С. Сидоров, И.И. Иванов и Д.В. Сидоренко образовали полное товарищество, по договору которого каждый участник имеет право на 33,3% прибыли и несет такую же ответственность в случае банкротства товарищества.

3. Участники товарищества несут ответственность по его обязательствам своим имуществом. Пример: Товарищество «Лопух» обанкротилось и индивидуальные предпринимали потеряли принадлежавшее им имущество.

4. Участниками товарищества могут только только индивидуальные предприниматели и/или коммерческие организации. Пример: в полное товарищество «Лопух» входили два индивидуальных предпринимателя и одна коммерческая организация.

Как-то так, друзья! Да, если возникнут проблемы с изучением обширного учебного материала по обществознанию, рекомендую воспользоваться моим авторским видеокурсом "Обществознание: ЕГЭ на 100 баллов " . Также вы можете , в которых мы продолжим разбор наиболее сложных тем и будем разбирать непростые тестовые задания.

Ну и, как водится, по традиции, предлагаю Вам самим решить пару вариантов задания 26 ЕГЭ по обществознанию:

Двадцать шестое задание ЕГЭ по обществознанию предполагает раскрытие теоретических положений на примерах. Например, нужно назвать три органа государственной власти нашей страны и привести по одному примеру их полномочий, или же указать три функции государства и проиллюстрировать их примерами.

Максимально возможный первичный балл за это задание – 3. Его присуждают, если верно указаны, допустим, три органа власти и приведены три полномочия. 2 балла дают, если названы 3 органа и указаны 2 полномочия, или же если названы 2 органа, но 3 и более полномочий.

Один балл можно получить, если названы 1-3 органа и указано только одно полномочие, или если назван один орган, но указано 2-3 и более полномочий, или же названы только 2 органа.

Если же не назван ни один орган, но полномочия написаны, не поставят ни одного первичного балла. В общем-то задание не сложное, и получить если не 3, то уж 1-2 первичных балла на нем точно можно. Давайте рассмотрим некоторые возможные варианты 26 задания.

Разбор типовых вариантов задания №26 ЕГЭ по обществознанию

Первый вариант задания

Назовите и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ра­ми любые три ос­нов­ные обя­зан­но­сти работника, закреплённые Тру­до­вым ко­дек­сом РФ.

Здесь важно не перепутать права работника с его обязанностями. Например, он имеет право на вступление в профсоюзы, но не обязан этого делать – может вступать, а может и не вступать. Давайте рассмотрим ряд обязанностей работника по Трудовому кодексу РФ:

  • добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;
  • соблюдать трудовую дисциплину;
  • выполнять установленные нормы труда;
  • соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;
  • соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;
  • бережно относиться к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников;
  • незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества).

Проиллюстрируем их примерами (мы иллюстрируем 5, на экзамене достаточно трех)

Основные обязанности работника, закрепленные Трудовым кодексом РФ:

  1. Добросовестное исполнение трудовых обязанностей, указанных в трудовом договоре. Экскурсовод обязан проводить экскурсии по тем местам, которые определены их маршрутом.
  2. Соблюдение правил внутреннего трудового распорядка. При начале рабочего дня в офисе в 9 утра менеджер должен приходить на работу к этому времени.
  3. Соблюдение требований по охране труда и обеспечению безопасности труда. Строитель не должен производить какие-либо работы без строительной каски.
  4. Соблюдение трудовой дисциплины. Охранник явился на работу в нетрезвом виде и был уволен.
  5. Выполнение установленных норм труда. Работник цеха должен выполнять 7 деталей в день.

Второй вариант задания

Назовите любые три ос­но­ва­ния со­ци­аль­ной стра­ти­фи­ка­ции и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ром каж­дое из них.

Как мы помним, социальной стратификацией называется дифференциация членов общества (деление их на различные группы – например, сословия, касты, классы) в зависимости от различных признаков. Вот эти признаки нам и нужно назвать в задании. Чаще всего выделяют три вида социальной стратификации – политическая, экономическая и профессиональная. Следовательно, основаниями для дифференциации служат: доступ к власти, размер получаемого дохода и выполняемые профессиональные функции. Однако основанием может служить также богатство и образование. Придумываем примеры.

  • Доступ к власти

Человек, у которого есть доступ к власти, может влиять на жизнь общества и изменять проводимую государством политику

  • Размер получаемого дохода

Уровень жизни основной массы населения ниже, чем уровень жизни богатых людей

  • Богатство

У богатых людей больше возможностей для получения образования за границей

  • Профессия

Если у человека престижная профессия, он получает больший доход

  • Образование

Чем выше уровень и качество образования, тем больше шансов для получения хорошей работы

Третий вариант задания

Назовите любые три со­ци­аль­ные функции го­су­дар­ства и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ром каждую из них.

Социальная функция государства направлена на обеспечение социальной защищенности граждан, создание нормальных условий для их жизни. К социальным функциям относится обеспечение занятости населения, установление прожиточного минимума и МРОТ, поддержка тех, кто по объективным причинам не может трудиться, пенсионное обеспечение, здравоохранение, страхование. Придумать примеры здесь не так сложно. Один из вариантов ответов выглядит так:

  • Обеспечение занятости населения

В каждом районе есть центр занятости населения и биржа труда, куда могут обратиться люди, ищущие работу

  • Поддержка тех, кто по объективным причинам не может трудиться

Государство выплачивает пенсии и стипендии

  • Обеспечение здравоохранения

В каждом районе есть государственные поликлиники и больницы, бесплатно проводится вакцинация

  • Установление прожиточного минимума

Государство каждый год устанавливает размер прожиточного минимума, с которым совпадает минимальный размер оплаты труда.