Лекции по профилактике терроризму и экстремизму. Лекция для родителей: «экстремизм в молодежной среде» - презентация

На протяжении последних трех лет в московских школах начали преподавать «уроки толерантности» и уроки по профилактике экстремизма. Эти занятия призваны научить проявлению терпимости по отношению к представителям другой культуры и традиций, а также предостеречь ребят от вовлечения в ряды экстремистки настроенной молодежи.
Студенты Института социально-экономических и гуманитарных наук в качестве практических занятий проводят подобные уроки в школах Центрального административного округа столицы.
Представляем вашему вниманию план урока, который взят за педагогическую основу проведения подобных занятий.

План урока по профилактике экстремизма.
«Экстремизм и патриотизм».

Цели урока:
- сформировать у учащихся представление об экстремизме как об одной из актуальных проблем современного общества;
- сформировать у учащихся представление об ответственности, предусмотренной законодательством РФ за экстремистскую деятельность.

Задачи урока:
- ознакомить учащихся с понятиями «толерантность», «патриотизм» и «экстремизм»;
- показать на примерах разрушительные последствия экстремистской деятельности;
- определить основные отличия действий, продиктованных патриотическими чувствами, от проявлений экстремистской направленности;
- ознакомить учащихся с понятиями административной и уголовной ответственности;
- предоставить учащимся сведения об ответственности, предусмотренной статьями административного и уголовного кодексов РФ за экстремистскую деятельность (с анализом конкретных ситуаций).

Ход урока.

1. Введение.
Мы с вами граждане одного государства - Российской Федерации. Все вы прекрасно знаете, что в нашей стране проживают люди множества разных национальностей и вероисповеданий. К сожалению, с каждым годом в нашей стране увеличивается количество молодых людей, которые прикрываясь патриотическими идеями, разжигают вражду между представителями разных национальностей.
Поэтому сегодня мы поговорим о том, чем патриотизм отличается от экстремизма, о разрушительных последствиях проявлений экстремизма и о том, как научиться быть толерантными и терпимыми друг к другу.

2. Толерантность
Учащимся показываются фотографии, по которым они должны предположить особенности характера того или иного человека. Ответы учащихся обсуждаются, а потом рассказываются факты, касающиеся этих людей. Несовпадения анализируются и делается вывод о том, что первое мнение о человеке может быть абсолютно неверным.
Как вы считаете, что такое толерантность? Кто из вас может попробовать дать определение этого понятия или перечислить какие-то его признаки? (ответы учеников выслушиваются и записываются на доске, проводится обсуждение и подводятся итоги).
Толера́нтность (от лат. tolerantia — терпение) — социологический термин, обозначающий терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
Во многих языках понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости»: латинское — tolerantia; английское — tolerance; немецкое — toleranz; французское — tolérance. Кроме того, все словари XX века однозначно указывают прямое толкование толерантности как терпимости.
Словари XX века определяют «толерантность» как терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям или просто называют «толерантность» синонимом понятия «терпимость». Словарь Брокгауза и Ефрона сводит толерантность в основном к веротерпимости.
Слово «терпимость» присутствует практически во всех словарях русского языка. В частности, словарь В. И. Даля трактует «терпимость» как способность что-либо терпеть только по милосердию или снисхождению.
Понятие «толерантность» было введено в научный оборот в XVIII веке. В России понятие толерантности стало употребляться в либеральной печати с середины XIX века, но с середины 30-х годов XX века оно исчезло из политической лексики, пока вновь не появилось в начале 90-х годов XX века.
В отличие от «терпимости» (терпеть — «не противодействуя, не жалуясь, безропотно переносить, сносить что-то бедственное, тяжелое, неприятное»), толерантность (в современный язык слово пришло из англ. tolerance) — готовность доброжелательно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных. При этом даже в том случае, когда эти убеждения или взгляды тобою не разделяются и не одобряются.

3. Понятие «экстремизм»
Отсутствие толерантности в людях зачастую ведет к негативным последствиям: неспособность признавать и принимать чужое легко перерастает во враждебность и в итоге может принимать поистине разрушительные масштабы.
Показ слайдов, отражающих разрушительные последствия экстремистских проявлений и их обсуждение.
Как вы считаете что такое экстремизм? Кто из вас может попробовать дать определение или перечислить какие-то его признаки? (ответы учеников выслушиваются и записываются на доске, проводится обсуждение и подводятся итоги).
Экстремизм (от фр. extremisme, от лат. extremus — крайний) — приверженность крайним взглядам и, в особенности, мерам (обычно в политике). Среди таких мер можно отметить организацию беспорядков, гражданское неповиновение, террористические акции, методы партизанской войны. Наиболее радикально настроенные экстремисты часто отрицают в принципе какие-либо компромиссы, переговоры, соглашения. Росту экстремизма обычно способствуют: социально-экономические кризисы, резкое падение жизненного уровня основной массы населения. В таких ситуациях крайние меры могут стать для некоторых лиц и организаций единственной возможностью реально повлиять на ситуацию, особенно если складывается революционная ситуация или государство охвачено длительной гражданской войной — можно говорить о «вынужденном экстремизме».
Экстремизм - это приверженность крайним взглядам и мерам.
Экстремистские акты можно определить более точно, опираясь на два основных критерия:
а) они не только используются в качестве прямого способа достижения политических, идеологических и социальных целей, но и являются инструментом публичности и устрашения;
б) они направлены на то, чтобы причинить вред не непосредственному противнику, а другим людям.
Первейшая цель экстремистских актов - не непосредственный физический вред, а их психологическое воздействие с точки зрения привлечения общественного внимания и подрыва авторитета государства в обеспечении безопасности своих граждан.
Под политическим экстремизмом следует понимать политическую активность, которая выражается в стремлении политически активных индивидов, общественных воплотить в жизнь свои политические идеалы всеми доступными средствами, включая формы насильственного воздействия, направленные на государственную власть, общество в целом или на какие-либо его элементы. Экстремизм проникает во все области общественной жизни:
Экономический экстремизм. Направлен на уничтожение многообразия и установление какой-либо одной формы собственности, единых методов ведения хозяйства и др.
Националистический (национальный) экстремизм. Находит выражение в разжигании вражды и ненависти между нациями и народностями.
Экстремизм в области культуры. Ориентирован на изоляционизм, отвержение опыта, достижения других культур, проявляется в пропаганде насилия, жестокости, уничтожении исторических памятников.
Экологический экстремизм. Выступает против научно-технического прогресса вообще, считая, что ликвидация неблагоприятных в экологическом отношении производств - единственно возможный путь улучшения качества окружающей среды.

4. Понятие «патриотизм»
Мы уже говорили о том, что в наше время есть люди, которые, прикрываясь патриотическими идеями, разжигают вражду между представителями разных национальностей.
Как вы считаете, что такое патриотизм? Кто из вас может попробовать дать определение или перечислить какие-то его признаки? (ответы учеников выслушиваются и записываются на доске, проводится обсуждение и подводятся итоги).
Патриотизм - это любовь к Отечеству, вытекающая из сознания солидарности интересов граждан данного государства или членов данной нации. Чувства привязанности к родине и родному народу проникнутые просвещенным пониманием умственных и нравственных потребностей народа, являются основой культурной общественной жизни; но те же чувства, пропитанные темными предрассудками и враждой к другим народам, вырождаются в узкий национализм и деморализующий шовинизм.
В чем выражается Патриотизм:
Зрелость характера, миротворчество, любовь к Родине и людям, сопереживание и самопожертвование.
- Крепкая благополучная семья, воспитание детей достойными Гражданами страны.
- Профессиональный и творческий вклад в конструктивное развитие культуры, экономики, спорта, здравоохранения, политики, образования страны.
- Качество характера и поступки, достойные всеобщего уважения, ложатся в основу патриотизма
Таким образом, мы с вами выяснили, чем отличается патриотизм от экстремизма. Запомните главное:
Патриотизм - это любовь к стране, а экстремизм - это ненависть к людям. Поэтому настоящий патриот никогда не станет экстремистом.

5. Административная и уголовная ответственность за проявления экстремизма
В декабре 2010 года в Москве произошла серия массовых митингов и уличных столкновений коренных жителей с выходцами из кавказских республик в городах России, последовавшая за убийством в Москве футбольного болельщика Егора Свиридова. Молодой человек погиб в ходе драки, произошедшей 6 декабря 2010 года между компанией фанатов ФК «Спартак Москва» и группой выходцев с Северного Кавказа. Действия правоохранительных органов в ходе расследования убийства были восприняты в обществе как покрывательство подозреваемых, что и спровоцировало протесты.
Все вы помните, что самым массовым в этой серии стал несанкционированный митинг на Манежной площади. В результате более 60 человек были привлечены к административной ответственности и около 10 к уголовной.
Какие же законы были нарушены теми, кто вышел в тот день на Манежную площадь и теми, кто участвовал в дальнейших митингах на площади Европы, у Киевского вокзала и других? По каким статьям предусмотрена ответственность за данные преступления?
Во-первых, это хулиганство. Причем за мелкое хулиганство предусмотрена административная ответственность. За более тяжкое - уголовная.
Разберемся сначала с тем, что такое мелкое хулиганство.
Согласно ст. 20.1 КоАП РФ мелкое хулиганство - это нарушение общественного порядка, которое выражает явное неуважение к обществу. Это может быть:
- нецензурная брань в общественных местах;
- оскорбительное приставание к гражданам;
- уничтожение или повреждение чужого имущества.
Все эти действия влекут за собой:
- либо наложение административного штрафа в размере от 500 до 1000 рублей. Штраф может быть увеличен до 2500 рублей, если хулиганство сопровождалось неповиновением законному требованию представителя власти.
- либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
Но если хулиганство совершенно с применением оружия либо по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти, то это уже считается преступлением и, согласно ст. 213 УК, влечет за собой более суровую ответственность в виде:
- обязательных работ на срок от 180 до 240 часов
- либо исправительных работ на срок от одного года до двух лет;
- либо лишением свободы на срок до пяти лет.
Во-вторых, административным правонарушением является
пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, предусмотренное ст. 20.3 КоАП РФ. Нацистская атрибутика и символика могут включать в себя знамена, значки, атрибуты униформы, иные отличительные знаки, приветствия и приветственные жесты.
Этот запрет связан с тем, что он оскорбляет память о жертвах Великой Отечественной Войны.
Таким образом, если человек не просто пришел участвовать в митинге, но и оделся соответствующим образом или использовал в своей речи нацистские приветствия, то по отношению к нему могут быть применены следующие санкции:
- либо штраф в размере от 500 до 1000 рублей с конфискацией атрибутики или символики.
- либо арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией атрибутики или символики.
В-третьих, на таких митингах всегда действует закон толпы: одни участники призывают других к протестам, к мести за обиженных (в данном случае за убитого Егора Свиридова), а другие, заражаясь общим настроем, кричат, дерутся, наносят вред чужому имуществу.
Первые в этом случае могут быть осуждены по статье 280 УК РФ, которая устанавливает ответственность за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности. Данной статьей предусмотрен достаточно большой штраф - до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы осужденного за период до двух лет. Возможен также арест на срок от четырех до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до трех лет.
Кроме того, может быть применена и ответственность по Статье 282 УК РФ, которая устанавливает ответственность за возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства. Ответственность наступает только в том случае, если эти действия были совершены публично или с использованием СМИ. Не забываем, в рассматриваемом нами случае речь идет о публичном митинге.
Наказанием за данное преступление является:
- либо штраф в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы осужденного за период от одного года до двух лет;
- либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
- либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов;
- либо исправительными работами на срок до одного года;
- либо лишением свободы на срок до двух лет.
Вторые же, помимо уже упомянутого нами хулиганства, совершают следующие правонарушения:
Статья 214. устанавливает ответственность за Вандализм. Вандализм - это осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах. Если эти деяния совершены по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, то они считаются экстремистскими и наказываются ограничением свободы на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет.
Если же в результате даже случайного повреждения пострадает здание или памятник, имеющие историческую или культурную ценность (а мы с вами помним, что Манежная площадь - это центр Москвы), то в силу вступат уже другая статья - статья 243, которая устанавливает ответственность за уничтожение или повреждение памятников истории и культуры. За данное преступление предусмотрены:
- либо штраф в особо крупном размере - до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы осужденного за период до восемнадцати месяцев;
- либо обязательные работы на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов;
- либо лишение свободы на срок до двух лет.
Если же люди пришли на митинг, направленный против лиц другой национальности, не случайно, а предварительно подготовившись и организовав сплоченную группу, то их действия попадают под статью 282.1 УК РФ - организация и участие в экстремистском сообществе. Экстремистское сообщество - организованная группа лиц для подготовки или совершения преступлений экстремистской направленности. Естественно, что за организацию экстремистской группы предусмотрена более строгая ответственность, нежели просто за участие. Например, штраф за организацию может доходить до двухсот тысяч рублей, а за участие - только до сорока тысяч рублей. Кроме того, лицо, добровольно прекратившее участие в деятельности экстремисткой группы, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.

6. Подведение итогов урока
. Каждый из вас - хозяин своей жизни, своей судьбы.
. Вокруг Вас существует много сил, которые хотят использовать ваши способности, вашу решительность, но выбирая за кем идти - подумайте, какую плату от вас потребуют. Экстремистские организации предлагают борьбу за свободу, свержение существующей власти, «Россию для русских» и т.д. Но все это достигается путем террора, насилия, бессмысленных, жестоких убийств.
. Это путь животных, а не людей. Никогда насилие не приводило к прогрессу нации. Это подтверждает история.
. Все великие военные империи - пали.
. Перед вами открыты сейчас все пути - выберите путь мира, путь развития, путь создания своей жизни, а не разрушения чужой!

Для просмотра нажмите на картинку

В современных условиях экстремистские проявления в среде молодых людей стали дестабилизирующим фактором развития общества, катализатором агрессивности и жесткости криминальных проявлений, на которые действует ряд мощных криминогенных факторов. Мы каждый день являемся свидетелями все большего распространения чуждых российским духовным идеалам и непривычных для нас норм поведения, моральных и нравственных ориентиров в рассматриваемой среде - алчности, стяжательства и равнодушия, жестокости и т.п. Кроме того, в «подростковом возрасте детей волнует проблема самоутверждения, которая решается в процессе взаимодействия с другими подростками. Испытываемое ими чувство социальной незащищенности, способствует их объединению. Неформальные молодежные группы со временем приобретают все более устойчивые формы. Желание повысить свой авторитет в среде сверстников, стремление к материальной независимости возрастное легкомыслие нередко способствует совершению преступлений». Экстремистская деятельность молодых людей, как правило, также осуществляется в группе. Именно групповая преступность служит основным каналом вовлечения подростков и молодежи в совершение преступлений экстремистской направленности. Вместе с тем выявление и нейтрализация таких групп ведется неэффективно.

Существенное значение в системе противодействия экстремизму, в связи с этим, придается совершенствованию организации и осуществления профилактики экстремизма в среде подростков и молодежи, в основе которой лежит ее информационное обеспечение. Информационное обеспечение - Это деятельность, включающая значительный объем сведений, к главным из которых из них следует отнести сведения об экстремистских группах, местах их легальных и нелегальных встреч, их взглядах на проблемы экстремистской деятельности и, наконец, об их организаторах, руководителях и непосредственных участниках. Массив указанной информации должен способствовать правильной организации проведения профилактических мероприятий субъектами противодействия экстремистской деятельности в соответствии с их компетенцией.

Из всей информации, обеспечивающей решение задач профилактики экстремизма в среде несовершеннолетних и молодежи, исключительную важность имеют сведения о лицах, замышляющих, подготавливающих, совершающих и совершивших преступления экстремистской направленности, - для возможного предвидения их последующих действий и принятия, адекватных мер.

Благодаря информационному обеспечению должна создаваться оптимальная программа по проведению оперативно-профилактических мероприятий всеми субъектами противодействия экстремистской деятельности, которые располагая соответствующей информацией должны разрабатывать мероприятия по ликвидации или нейтрализации криминогенных факторов, способствующих совершению преступлений экстремистской направленности, их профилактике. Информация, обеспечивающая проведение профилактических мероприятий по противодействию экстремизма в среде подростков и молодежи является разновидностью социальной информации. Ее цель - обеспечить деятельность по профилактике экстремизма в среде несовершеннолетних и молодежи, содействовать полной и своевременной постановке на оперативно-розыскные и профилактические учеты лиц из этой категории, склонных к совершению преступлений экстремистской направленности, и их исправлению; устранению тех криминогенных факторов, которые негативно воздействуют на них. Можно выделить ряд особенностей информации, используемой в профилактике экстремизма в среде несовершеннолетних и молодежи.

Во-первых, средствами получения такой информации, как правило, являются силы и инструменты, используемые правоохранительными органами и оперативными подразделениями. К источникам информации в отдельных случаях можно отнести сведения, опубликованные в средствах массовой информации, на интернет-сайтах, полученные от общественных организаций, отдельных граждан и т.п.

Во-вторых, информация об экстремистских проявлениях в большинстве случаев проверяется с привлечением ряда субъектов противодействия экстремистской деятельности (в зависимости от возраста объекта профилактики, его социальных связей, места его учебы или работы).

В-третьих, по содержанию профилактическая информация бывает разового и многоразового использования.

К информации разового использования следует отнести, например, информацию о подготовке или совершении преступления экстремистской направленности. В этом случае должны приниматься незамедлительные меры по пресечению криминальных действий и устранению их причин и условий, оказанию профилактического воздействия на лиц, высказывающих соответствующие намерения. Профилактическая информация многоразового использования концентрируется в разного рода аналитических документах, отчетах, сводках и способствует выработке правильных решений по организации профилактики экстремизма в среде подростков и молодежи на перспективу.

Различные факторы, которые толкают молодых людей на совершение преступлений экстремистской направленности, не статичны, со временем они изменяются. Поэтому те причины и условия, которые побудили совершить преступление вчера, сегодня могут и не стать таковыми в силу изменившихся обстоятельств. В связи с этим необходимо постоянное совершенствование работы по выявлению причин и условий, способствующих экстремистской деятельности. Важнейшей составляющей профилактики экстремизма в молодежной среде является предупредительная деятельность сотрудников правоохранительных органов и судей в образовательных учреждениях (школах, колледжах, университетах, институтах и т.п.) в рамках правового воспитания и преодоления в сознании подрастающего поколения правового нигилизма. Образовательные учреждения выступают зеркалом общественных отношений, а потому нет ничего удивительного в том, что приобщение к экстремизму зачастую происходит именно в них. Проблемы нетерпимости, национализма и ксенофобии, отсутствие толерантности - реальность современной школьной жизни.

Таким образом, особенности рассматриваемого объекта профилактики экстремизма требуют от ее субъектов специальных профессиональных и педагогических знаний, умений и навыков и опыта их применения, а реализация оперативно-служебных функций в рассматриваемой сфере требует специальной подготовки по многим отраслям знаний.

Общие положения профилактики экстремизма в молодежной среде определены Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ, где под профилактикой правонарушений и безнадзорности следует понимать систему социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении. Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Основываясь на этом, можно заключить, что под профилактикой экстремизма в среде подростков и молодежи следует понимать систему социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению преступлений и правонарушений экстремистской направленности, совершаемых указанной категорией лиц. Основными задачами такой профилактической работы будут являться:

предупреждение правонарушений и антиобщественных действий экстремистского характера, совершаемых учащимися школ, иных учебных учреждений, выявление и устранение причин и условий, способствующих таким действиям;

выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в экстремистскую деятельность.

В рамках профилактики экстремизма следует различать два уровня профилактики: общесоциальную и специальную. Первый уровень - общесоциальный - включает комплекс профилактических мер, специально не направленных на причины и условия преступления. Это мероприятия по оздоровлению социального климата в образовательном учреждении в целом.

Формирование основ толерантного мировоззрения студентов и школьников является основной задачей общесоциальной профилактики. В силу того обстоятельства, что речь идет о развитии мировоззрения молодого поколения, процесс формирования толерантности может быть достаточно продолжительным. Отказ от любых форм нетерпимости, национальной, этнической, языковой, расовой, социальной ненависти или вражды должен быть платформой всей сознательной жизни молодого человека.

В силу указанных обстоятельств сотрудники правоохранительных органов не в полном объеме могут решить эту задачу. Ее субъектами должны быть и члены семьи, педагогические коллективы дошкольных и школьных учреждений, профессорско-преподавательский состав вузов.

Второй уровень - специальный - ориентирован непосредственно на устранение причин и условий экстремистских проявлений. Именно на этом уровне речь идет уже о системе мероприятий, направленных на решение конкретной задачи - предупреждения преступлений и правонарушений экстремистской направленности. Именно на этом уровне роль сотрудников правоохранительных органов становится одной из ведущих. Элементами специального предупреждения являются криминологическая профилактика, уголовно-правовое предупреждение, виктимологическая профилактика. Криминологическая профилактика подразделяется на раннюю, непосредственную профилактику и профилактику рецидива преступности подростков и молодежи. Объектом ранней профилактики являются факторы неблагоприятного формирования личности несовершеннолетних и молодежи, такие формы их антиобщественной деятельности, которые свидетельствуют о возможности совершения преступлений экстремистской направленности. Непосредственная профилактика направлена на лиц, находящихся на грани совершения преступления. По признаку направленности на объект она может быть отождествлена с пресечением преступлений. Профилактика рецидива - это предупреждение повторного совершения преступлений молодыми людьми.

Оперативно-розыскная профилактика представляет собой систему осуществляемых с использованием, как гласных, так и негласных сил, средств, методов оперативно-розыскных мер, направленных на выявление и позитивное воздействие на детерминанты экстремизма, лиц, подготавливающих и покушающихся на совершение преступлений экстремистской направленности, а также потенциальных жертв экстремистских посягательств.

Следует упомянуть о двух разновидностях специальной профилактики - общей и индивидуальной. Общая профилактика неперсонифицирована, она направлена в основном на микросреду преступного поведения. Общая профилактика охватывает направление по изучению и позитивному влиянию на причины преступности, условия, ей способствующие, или обстоятельства, делающие объективно возможным совершение преступлений. Объектом индивидуальной профилактики является личность человека, от которого можно ожидать совершения преступления. В нее входит как деятельность по своевременному выявлению лиц, от которых, судя по достоверно установленным фактам их противоправного поведения, можно ожидать совершения преступлений, так и оказание на данных лиц воздействия с целью недопущения с их стороны преступлений.

Таким образом, профилактика экстремизма в среде молодежи представляет собой сложную систему мероприятий, проводимую как на общем (формирование основ толерантного мировоззрения), так и на специальном (собственно предупреждение преступлений и правонарушений экстремистской направленности) уровнях.

Старший помощник прокурора А.В. Лось

экстремистским проявлениям в среде обучающихся

в образовательных учреждениях

Экстремизм (равно как и терроризм, сепаратизм и ксенофобия) в начале 21 века относится к числу самых опасных и труднопрогнозируемых явлений современности.

В настоящее время экстремизм приобретает все более разнообразные формы и угрожающие масштабы.

По мнению ряда экспертов на начало 21 века в мире действовало около 500 террористических организаций и групп различной экстремистской направленности. За последние 10 лет ими совершено более 6500 актов международного терроризма, от которых погибло более 5 тысяч человек и 11,5 тысяч пострадало.

Цель наиболее крупных акций - нанесение ударов, в том числе психологических, по странам, являющимся своеобразными лидерами современной цивилизации; нанесение ущерба демократическим и прогрессивным социальным преобразованиям, собственности организаций, учреждений, частных лиц; запугивание людей, насилие над ними и физическое уничтожение в угоду реакционным взглядам и идеологии фашистского, расистского, анархистского либо шовинистического толка, а также получение доступными элементами или покровительствующими им организациями, группами, лицами материальной или иной выгоды; дезорганизация и нанесение ущерба нормальным отношениям между государствами, между людьми.

Расширяются связи террористов с наркобизнесом и незаконной торговлей оружием.

Значительно возрос интеллектуальный и образовательный уровень лидеров терроризма. На фоне слияния и сотрудничества руководителей легальных и нелегальных структур экстремистского толка с руководящим ядром националистических, религиозно-сектантских, фундаменталистских и других сообществ. На основе взаимовыгодных личных интересов происходит сращивание политического и уголовного терроризма.

Террористические акты чаще всего приносят массовые человеческие жертвы, влекут разрушение материальных и духовных ценностей, не поддающихся порой восстановлению, сеют вражду между государствами и народами, провоцируют войны, недоверие и ненависть между государствами, между социальными и национальными группами, которые иногда невозможно преодолеть в течение жизни всего поколения.

Мир вступил в уникальную эпоху терроризма, который может превратить все современное общество в его потенциальную жертву. Никогда прежде терроризм не был глобальным феноменом. В течение последнего времени произошла его глобализация и универсализация.

В связи с этим определяется необходимость качественной перестройки борьбы с ним.

В современной литературе насчитывается более 100 определений терроризма. Слово «терроризм» («террор»), довольно широко распространенное, не имеет, однако, четко фиксированного содержания. Оно пришло из латинского языка (terror - страх, ужас) и очень близко к таким понятиям, как «терроризировать», «держать в повиновении», «запугивать», «творить расправу» и др. «Толковый словарь» В.И.Даля трактует терроризм как стремление устрошать смертью, казнью, угрозами насилия и физического уничтожения, жестокими карательными мерами и истязаниями, расстрелами.

Терроризм - это насилие, содержащее в себе угрозу другого, не менее жестокого насилия, для того, чтобы вызвать панику, нарушить и даже разрушить государственный и общественный порядок, внушить страх, заставить противника принять желаемое решение, вызвать политические и иные изменения.

По мнению целого ряда экспертов, пристального внимания со стороны силовых структур требуют следующие экстремистские, террористические группы и организации: «Ал-Гамаат ал-исламийа», «Ал-Джихад», «Фронт исламского спасения», «Вооруженная исламская группа», группа Абу Сайафа, «Джамаат ал-фукра», «Харакат ал-ансар», «Хезболлах», «Аль-Каида», «Исламский джихад», «Аум Синреке», Настоящая Ирландская республиканская армия, Бакская родина и свобода, исламское движение Узбекистана, Народный фронт освобождения Палестины, Объединенные силы самообороны Колумбии и другие. Особого пристального внимания требует «Аль-Каида».

В последнее время представители ряда наук (юриспруденции, медицины, психологии, политологии) значительное место стали уделять изучению личности (образа, облика, портрета) террориста.

Причин, вызывающих этот интерес несколько. Это рост количества терактов и их масштабность. Необходимость выработки в обществе негативного отношения и путей противодействия терроризму и террористам. И самое главное - сложность природы и причин терроризма, что вызывает неоднозначные, порой противоположные, суждения ученых, экспертов при характеристике личности террористов, мотивах и стимулах их индивидуального и группового поведения.

Известный криминолог академик В.Кудрявцев определяет три типа террористов: это политики-экстремисты, религиозные фанатики, которых вербуют из числа малограмотных людей, и психопатические личности. Последние как раз и становятся смертниками.

В современных условиях возрастает опасность совершения актов «технологического терроризма», под которым понимается использование или угроза применения ядерного, химического и бактериологического оружия, радиоактивных или высокотоксичных химических, биологических веществ. Потенциально весьма опасным является информационный или электронный (компьютерный) терроризм, поскольку современное общество, в том числе оборона, деятельность спецслужб и правоохранительных органов, банковское дело, работа транспорта в значительной степени становятся зависимыми от электронных баз данных и передаваемой информации.

К одним из основных факторов, способствующих втягиванию в террористические организации больших групп населения, относятся:

    преследования в отношении участников движения за независимость, культурную идентичность или религиозные свободы;

    попустительство и неприятие своевременных мер к экстремистским проявлениям;

    отсутствие целенаправленной религиозной и национально-культурной политики, учитывающей особенности и специфику конкретного этноса;

    искусственно разжигаемый экстремизм национальными и религиозными лидерами, криминальными элементами, а также иностранными спецслужбами в целях подрыва мощи государства;

    отсутствие в ряде социальных групп собственных общественных организаций, из-за чего они не имеют возможности участвовать в достаточной степени в политической жизни общества.

События последних дней на территории Московской области (тяжкое избиение учащимися образовательных учреждений, повлекшее за собой смерть 50-летнего гражданина Таджикистана в Орехово-Зуевском районе; тяжелые ножевые ранения школьника, уроженца одной из республик Северного Кавказа в городе Долгопрудном, нанесенные учащимися; задержание органами внутренних дел города Москвы студентов государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Московской области «Балашихинский промышленно-экономический колледж», участников несанкционированного митинга) свидетельствуют о некоторых деструктивных процессах, запущенных в молодеждной среде.

Необходима эффективная система просвещения граждан, включая обучающихся и их родителей, по вопросам опасности, масштабов экстремизма, терроризма и его идеологии.

Идеология экстремизма и терроризма - это тот стержень, который не только сплачивает людей в организацию единомышленников, но и оправдывает террористическую деятельность путем создания и культивирования в террористической организации некоей «идеологической суррогатной солянки», в которой подменяются признанные в обществе ценностные ориентации, понятия справедливости и чести.

Чертами террористической идеологии являются: безапелляционность; повышенная агрессивность; жесткое деление людей на «своих» и «чужих», «плохих» и «хороших»; представление действительности в черно-белых красках. Основой террористической идеологии выступают национализм, клерикализм, сепаратизм, религиозный фанатизм - как проявление экстремизма.

Профилактика и нейтрализация идеологии экстремизма нуждаются в повышении моральной планки относительно того, что допустимо в обществе, а что нет, когда речь идет от этнической или религиозной принадлежности граждан.

В связи с вышеизложенным необходимо в образовательных учреждениях активизировать воспитательную, в том числе превентивную, деятельность по следующим направлениям:

    выявление (по возможности) совместно с правоохранительными органами фактов причастия к центрам идеологического обеспечения и поддержки террористических, экстремистских и сепаратистских движений;

    повышение качества образования, создание условий для развития традиционной и самобытной культуры;

    усиление пропагандистской работы, разъяснение сути антитеррористических идей, укрепление в сознании обучающихся и студентов понимания, что потенциальными жертвами будут не отдельные индивиды или группы, а большинство граждан;

    обеспечение системы мер, направленных на осуждение экстремистской идеологии и практики, терроризма, насилия в средствах массовой информации, усиления контрпропаганды;

    создание эффективной системы просвещения в части культурного и конфессионального многообразия, исторического единства жителей страны, истории религиозной нетерпимости, геноцида и других преступлений, порожденных экстремизмом и терроризмом;

    обеспечение систем мер, направленных на усиление эффективности функционирования защитных механизмов в сфере нравственности.

Министерство образования и науки

Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Лекции для индивидуальной пропагандистской деятельности, отдельные образцы пропагандистских материалов

Ростов-на-Дону 2010

Лекция «Профилактика экстремизма и терроризма в молодежной среде»

Лекция «Роль творчества для формирования антиэкстремистских поликонфессиональных и культурных ценностей»

Образец пропагандистского материала «Проектирование психологически безопасной, толерантной образовательной среды в поли-этноконфессиональных регионах»

Лекция «Молодежные субкультуры и антиэкстремистское сознание»

Лекция «Психологическая практика формирования антитеррористических ценностей в семье»

Образец пропагандистского материала «План-разработка урока по ОБЖ (11 класс)»-1

Образец пропагандистского материала «План-разработка урока по ОБЖ (11 класс)»-2

Раздел 1. Лекция «Профилактика экстремизма и терроризма в молодежной среде»

Целевая группа: руководители среднего и низшего звена региональных органов власти, органов местного самоуправления и аппарата АТК

    Экстремизм и терроризм: основные понятия и определения.

    Экстремизм и терроризм как формы деструктивного поведения молодежи. Виды экстремизма.

    Способы борьбы и предупреждения экстремизма и терроризма в молодежной среде.

    Особенности психологической помощи молодежи группы риска.

    Вопросы и задания для самостоятельной работы

Подростки и молодежь как самая социально незащищенная группа населения, являются наиболее активными участниками конфликтов и различного рода деструктивных организаций, в том числе экстремистского толка. Склонность к экстремизму современного молодого поколения России реальна и потому требует пристального внимания и изучения. Современная молодежь стоит перед лицом больших перемен, большой неопределенности и неизвестности, что в свою очередь повышает ее тревогу за свое будущее и рождает у нее желание снять эту тревогу, к сожалению не всегда конструктивными способами.

Деструктивным называют поведение , которое не соответствует нормам и ролям и направленное на радикальное неприятие альтернативных точек зрения. При этом одни ученые предпочитают в качестве точки отсчета («нормы») использовать экспектаци (ожидания) соответствующего поведения, а другие – аттитюды (эталоны, образцы) поведения. Некоторые полагают, что деструктивными могут быть не только действия, но и идеи (взгляды).

К формам деструктивного поведения относятся экстремизм, терроризм и другие отклонения от нормативного поведения.

По мнению ученых, экстремизм и терроризм являются звеньями цепочки взаимосвязанных понятий: радикализм экстремизм фанатизм терроризм.

Радикализм (от лат. radix - корень)обозначает стремление доводить политическое или иное мнение до его конечных логических и практических выводов, не мирясь ни на каких компромиссах.

Экстремизм (от лат. ехtremus - крайний) переводится как приверженность к крайним взглядам и радикальным мерам.

Фанатизм (от лат. fanum - жертвенник) - твердая и не признающая никаких аргументов безальтернативная приверженность личности определенным представлениям и убеждениям, что в решающей степени определяет практически любую ее активность и оценочное отношение к окружающему миру.

Терроризм рассматривается как использование насилия или угрозы его применения в отношении отдельных лиц, группы лиц или различных объектов с целью достижения политических, экономических, идеологических и иных выгодных террористам результатов.

Терроризм – это крайняя форма проявления экстремизма.

По мнению ряда ученых, проявления экстремизма в молодежной среде в настоящее время стали носить более опасный для общества характер, чем за все прошлые периоды существования государства. Экстремизм в молодежной среде стал в нашей стране массовым явлением.

Вопрос к аудитории: Как вы считаете, с чем это связано? Каковы причины распространения молодежного экстремизма и терроризма?

Именно молодежь представляет собой группу риска, склонную к агрессивно-экстремистским действиям. В силу своего возраста, молодые люди характеризуются такими психологическими особенностями, как максимализм и нигилизм, радикализм и нетерпимость, безоглядность и непримиримость, склонность к групповщине, мировоззренческая неустойчивость и неудачи в поиске самоидентичности, которые при определенных жизненных условиях и наличии питательной среды могут выступить пусковым механизмом их антисоциальной активности.

Сложность ситуации, в которой оказалась современная молодежь России, определяется тем, что в обществе социально-экономической нестабильности, высокой рискогенности проблема социального самоопределения, выбора той или иной идентификационной стратегии в процессе социальной интеграции представителей молодежи происходит в условиях кризиса социокультурной идентичности.

«Экстремизм и терроризм, - отмечают Л. Дробижева и Э. Паин, - нельзя сравнить с вирусом, который человечество откуда-то подхватило. Это его внутренний недуг, порождаемый главным образом дисгармоничным развитием в социальной, политической и культурной областях». Исследователи выделяют пять основных источников терроризма и экстремизма:

Во-первых, терроризм и экстремизм проявляются в обществах, вступивших на путь трансформаций, резких социальных изменений или в современных обществах постмодерна с выраженной поляризацией населения по этносоциальным признакам. Участниками террористических действий становятся маргинальные и иммобильные группы населения.

Во-вторых , социальные контрасты, резкое расслоение общества на бедных и богатых, а не просто бедность или низкий уровень социально-экономического статуса провоцируют агрессию и создают почву для терроризма.

В-третьих , проявления экстремизма нарастают в начальные периоды социальных модернизаций. На завершающих этапах успешных перемен проявления экстремизма и терроризма резко идут на спад.

В-четвертых, незавершенная урбанизация, специфические формы индустриализации, изменения этнодемографической структуры общества, особенно нерегулируемая миграция, порождают экстремизм и интолерантность в обществе.

В-пятых, важную роль в распространении этнического и религиозного экстремизма и терроризма в исламском мире играет преобладание авторитарных политических режимов. Они провоцируют насилие как форму разрешения политических противоречий и придают ему характер культурной нормы.

Вопрос к аудитории: Как изменяется современный терроризм, каковы тенденции этих изменений?

Экстремизм и одна из его самых опасных форм – терроризм – быстро изменяется, мутирует, осваивает все более разрушительные методы. Субъекты экстремисткой деятельности уже преодолели те нравственные рамки, которые сдерживали раньше размах и масштабы экстремизма и превратились по существу в бизнесменов-прагматиков. Если раньше речь шла о так называемом «жертвенном» терроризме (без криминальных примесей), то в настоящее время все больше говорят об экономической основе экстремизма и терроризма. Подтверждение тому – видеосъемки самих террористических актов и их последствий, которые по сути своей представляют не что иное, как отчет перед заказчиком за предоставленные денежные средства.

На территории современной России осуществляют противоправную деятельность до 80 международных экстремистских групп, пропагандирующих крайне радикальную исламскую идеологию. Воинствующий радикальный ислам проникает в Россию главным образом через лиц, прошедших обучение в отдельных арабских странах, где ваххабизм и другие ортодоксальные течения в религии получили и получают государственную поддержку. Наиболее остро эти проблемы проявились на Северном Кавказе, самом сложном в этническом и конфессиональном отношении регионе Российской Федерации. Ощутимую и очевидную угрозу национальной безопасности создают и политические процессы, к числу которых следует отнести тенденцию к размыванию единого правового пространства страны местным нормотворчеством, поощряемым определенной частью региональных элит, что стимулирует сепаратистские настроения, неуважение к федеральному законодательству, правам и свободам человека, отдельным нациям.

Идентификация этнической, кланово-родовой группы требует создания общих иррациональных мифов, за счет чего происходит эмоциональное объединение членов группы.

Сегодня молодежный экстремизм выражается в пренебрежении к действующим в обществе правилам поведения, к закону в целом, появлении неформальных молодежных объединений противоправного характера. Экстремисты нетерпимы к тем гражданам России, которые принадлежат к другим социальным группам, этносам и придерживаются иных политических, правовых, экономических, моральных, эстетических и религиозных идей. Развитие молодежного экстремизма – это свидетельство недостаточной социальной адаптации молодежи, развития асоциальных установок ее сознания, вызывающих противоправные образцы ее поведения.

Тенденция втягивания молодежи в экстремистскую деятельность во многом обусловлена недостаточно эффективной реализацией государственной молодежной политики. В результате часть молодежи попадает под влияние чуждых нам идеологических установок, что приводит в ряде случаев к восприятию государственных органов как врага, а не партнера.

Вопрос к аудитории: Какие виды экстремизма вы знаете?

Политический экстремизм – идеология и практика применения крайних нелегитимных, нередко насильственных методов и средств политической борьбы. В основе экстремистской идеологии лежат воззрения об исключительной миссии той или иной социальной общности (класса, нации, расы, конфессии и пр.) в судьбах страны и человечества в целом, обоснование и оправдание допустимости использования любых средств для реализации ее интересов

В последние годы особую опасность для целостности России представляет национальный экстремизм – приверженность к крайним взглядам и методам в теории и практике межнациональных отношений. Его сторонники, выступая с позиций защиты интересов и прав одной нации, открыто и вызывающе попирают права других народов. Их идеология – воинствующий национализм и шовинизм, их политика – этническое насилие в той или иной форме. Не случайно в Концепции национальной безопасности России противодействие экстремизму отнесено к ее национальным интересам. В целях реализации указанной Концепции за последние годы предпринят целый ряд конкретных мер правового и криминологического характера. Среди них: Постановление Правительства РФ «О федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)»» от 25 августа 2001 г., федеральные законы «О противодействии экстремистской деятельности», «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»» от 25 июля 2002 г., а также «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 г. и ряд других.

Национальный (этнический) экстремизм – один из самых распространенных видов экстремизма в ХХI в., что вполне объяснимо ‒ этнический национализм обладает огромной властью и непредсказуемостью, а этнические конфликты превратились в реальную проблему для многих стран и регионов. В их основе – противоречие между признанием естественного права народов определять свою судьбу и принципом национального единства и территориальной целостности государства. С чисто доктринальной точки зрения этнонационализм отрицает приоритет общечеловеческих ценностей и считает свою этнонацию высшей ценностью. Цель этнического экстремизма – выковать этническую самоидентификацию, отстоять и расширить права этноса в политической сфере. Когда экстремисты, насилием утверждая этничность, вызывают на себя огонь государственных структур, это привлекает к группе внимание и позволяет им предстать в роли жертвы, что еще больше усиливает общественный интерес и в ряде случаев обеспечивает финансы и поддержку. Насилие – смысл существования таких групп. Пока оно осуществляется, идея жива, а идентичность и наличие этнических различий нельзя отрицать. Конечной целью националистов является создание самостоятельного независимого государственного образования, в котором они претендуют на политическую власть.

Отметим, что религиозный экстремизм стал теснить политический и этнический в последние два десятилетия ХХ века. «Экстремизм религиозный, получивший распространение в ряде регионов и стран, проявляется в нетерпимости к представителям различных конфессий или жестоком противоборстве в рамках одной конфессии (например, мусульманских и христианских общин в Ливане и Судане, мусульманский фундаментализм). Нередко религиозный экстремизм используется в политических целях в борьбе религиозных организаций против светского государства или за утверждение представителей власти одной из конфессий (движение «братьев-мусульман» в Египте и других странах Ближнего Востока)».

Вопрос к аудитории: Какие способы борьбы и предупреждения экстремизма и терроризма, применяемые в современной России вы знаете?

Как видим, экстремизм многолик и многообразен. Рассмотрим основные этапы его зарождения, проявления и законодательного противодействия в России.

Оживление экстремизма и терроризма в России произошло в начале 1990-х годов. Причиной этому явились кризисные явления в экономической, социальной и политической сферах государств бывшего СССР. Социальная дезорганизация граждан и большое имущественное расслоение населения привели к тому, что социум перестал функционировать как единый организм, объединенный едиными целями, идеями, общими ценностями. Нарастала социальная напряженность, и появились группы, стремящиеся изменить сложившиеся порядки, в том числе и насильственными методами. Страну Россию, образовавшуюся после распада СССР, с Веймарской Германией не сравнивал только ленивый. Положение немцев, живших в отторгнутых областях, вряд ли было лучше того, в котором оказалось «русскоязычное» население бывших национальных окраин СССР. В России появились группы монархистов, казаков.

14 июля 2006 года Советом Федерации был одобрен Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 1 и 15 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности». Основные новации этого закона связаны с определением новых общественно опасных деяний в качестве признаков экстремистской деятельности. Но, как показала правоприменительная практика, указанных изменений оказалось недостаточно для эффективного противодействия экстремизму, поэтому 24 июля 2007 г. был принят Федеральный закон № 211 – ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму».

Необходимо констатировать, что решение проблем экстремизма исключительно силами правоохранительных органов невозможно. Эта задача требует целого комплекса организационных, правовых, профилактических, воспитательных мероприятий, совершенствования взаимодействия государственных органов и общественных организаций, к которым, на наш взгляд, следует отнести следующие:

1. Приоритетом в борьбе с экстремизмом должно стать устранение причин и условий , способствующих девиантному поведению. По данным проведенного нами опроса, в качестве основных причин экстремизма в обществе были названы следующие: социально-экономические проблемы постсоветского периода (74%), неправильная политика государства в сфере религиозных процессов (3,4%), деформация традиционных духовных ценностей общества (6,3%), межнациональная рознь (1,2%), противоречия между христианством и исламом (1,2%).

Важное значение в обуздании молодежного экстремизма имеет реализация положений Федерального закона от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. От 1 декабря 2004 г.). Этим законом регламентирована деятельность таких органов исполнительной власти, как комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания, специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления образованием и образовательных учреждений, органов опеки и попечительства, служб занятости, органов внутренних дел. Однако их работа не координируется, что оказывает крайне негативное влияние на конечные результаты их противодействия антиобщественным установкам подрастающего поколения, в том числе их экстремистской составляющей. Поэтому имеется настоятельная необходимость определить, какой государственный орган исполнительной власти и какими средствами будет осуществлять координацию профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних всех организаций, связанных с этой сферой деятельности, и внести необходимые изменения в рассматриваемый федеральный закон. Недостаточно эффективными на данный момент остаются принимаемые меры по работе с несовершеннолетними, освобожденными от уголовной ответственности, осужденными условно и отбывающими наказание в колониях для несовершеннолетних. Многие из этих детей без помощи государственных органов не в состоянии найти свое место в обществе. Направление на учебу, работу и предоставление жилья – вот минимум того, что должно сделать государство для своих несовершеннолетних граждан.

2. Важным аспектом в предупреждении молодежного экстремизма является формирование на федеральном уровне стратегии государственной молодежной политики. У государства в нашей сложной социально-экономической ситуации много проблем и государство пытается освободить себя от ряда обязательств или обязанностей. Но проведение государственной молодежной политики – это одна из тех обязанностей, от которых освобождаться никак нельзя. Эффективная государственная молодежная политика – это, на наш взгляд, один из важнейших инструментов формирования у молодого поколения активной гражданской позиции, воспитания социальной инициативности, чувства патриотизма и гордости за свою страну.

В настоящее время определенная работа в указанном направлении, конечно, ведется. Так, приняты постановление Правительства РФ от 12.07.1999 №795 (ред. от 26.06.2000) «Вопросы Государственного комитета Российской Федерации по молодежной политике», постановление Правительства РФ от 03.04.1996 № 387 (ред. от 03.08.1996) «О дополнительных мерах поддержки молодёжи в Российской Федерации»; постановление ВС РФ от 03.06.1993 № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодёжной политики в РФ»; разработаны федеральные законы «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений» (от 28.06.1995 № 98-ФЗ, ред. от 21.03.2002, № 31- ФЗ); действуют различные программы по патриотическому воспитанию молодёжи, Федеральные целевые программы: «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)», постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2001 года №629); «Молодёжь России (2001-2005годы) (постановление Правительства РФ от 27 декабря 2000 года № 10015); «Дети переселенцев» (постановление Правительства РФ от 25 августа 2000 года № 625); при содействии Правительства РФ, Совета Федерации, ЮНЕСКО, ФСБ РФ функционирует программа Всемирного Благотворительного Фонда «Дети и молодёжь против терроризма и экстремизма». Недостаток всех вышеперечисленных актов – их абстрактность, игнорирование этнокультурной и цивилизационной специфики России и ее регионов. В отечественной практике не выработана оптимальная целостная государственная молодёжная политика, отсутствует комплексная программа развития молодого поколения, её интеграции в социальную жизнь российского общества, не систематизированы технологии профилактики негативных явлений средствами социально-культурной деятельности.
Возникновение всё новых субкультурных молодёжных организаций асоциальной направленности является безусловным рецидивом, вызванным отсутствием адаптированной к современным социально-культурным и экономическим условиям программы по превенции экстремистских настроений среди подрастающего поколения. Анализ существующих программ по противодействию проявлениям экстремизма позволяет нам констатировать односторонность освещения проблемы, недостаточную разработанность программы превентивных мер, учитывающей психологические и социально-культурные особенности асоциальных молодёжных группировок экстремистской направленности. В современной России нет четкой идеологии по работе с молодежью. А это, безусловно, сказывается на воспитании и развитии подрастающего поколения. Мы боимся слова «идеология», а ведь идеология России очень простая: мы - многонациональное государство и содружество наций. Вот это и есть национальная идея. Чрезвычайно важным, на наш взгляд, является развитие идеологии межнационального согласия, дружбы и сотрудничества народов этноса, поиска национальной идеи, консолидирующей российское общество, объединяющей все народы многонационального Российского государства, бережного и уважительного отношения к культуре каждого народа.

Вопрос к аудитории: Какие способы профилактики экстремизма и терроризма существуют в современной социально-политической и психолого-педагогической практиках?

Сегодня мир находится на новом витке цивилизации и поэтому миропонимание изменяется очень жестоко к миллионам людей целых стран и народов, которым нет места в новом изменяющемся мире. Поэтому терроризм сегодня надо рассматривать, как порождение глобализации, как ее естественное отражение. Теоретики глобализации говорят, что это серия эмпирически фиксируемых изменений, разнородных, но объединяемых логикой превращения мира в единое целое по формуле: «глобальная взаимозависимость плюс глобальное сознание». Сегодня каждый действительно уже попал в зависимость от каждого, но модификация глобального сознания ограничилась только восприятием глобальных изменений информационного общества, антропокосмизма, опытов по биотической регуляции, по созданию искусственных микробиосфер, материализации электронно-кибернетической цивилизации, влиянию биополитики, опытов по автотрофикации, киборгизации, экогеизма, коэволюции и др. Теоретики глобализации упустили более глубокий слой сознания, относительно которого и началась война, один из участников которой, мировой терроризм, не признается воюющей стороной.

Изменение сознания под давлением глобальных изменений в мире это: восприятие невозможного - возможным, невероятного - вероятным, недопустимого - допустимым, нереального - реальным. Глобализация производит целую систему изменений во внутреннем мире человека. Она изменяет Картину Мира человека, его Мировоззрение, его Жизненную позицию и его Образ жизни. Это означает, что оно изменяет самого человека - его сознание.

Картина мира, Мировоззрение, Жизненная позиция, Образ жизни, - это константы психологической системы защиты человека от опасностей жизни, которые, как скафандр защищает водолаза при спуске под воду. «Прорыв» этих констант сознания опасен, как прорыв скафандра водолаза, и человек об этом интуитивно догадывается. Вокруг именно этих изменений, естественно, завязалась борьба, одним из проявлений которой является терроризм. Иначе говоря, борьба идет не за территорию, не за ресурсы, не за экономические позиции, а за содержание сознания. Пока же картина мира, мировоззрение, образ жизни, жизненная позиция террористических и антитеррористических сил несовместимы, потому что это сложная системная работа и легче применять оружие для принуждения, чем интеллект для доказательства.

профилактики идеологии терроризма и экстремизма ...

  • Социальный проект «информационно-психологическое противодействие терроризму»

    Документ

    Понятий «экстремизм» и «терроризм» . 17. Факторы, способствующие возникновению и росту экстремизма и терроризма в молодежной среде . 18. Направления социальной профилактики терроризма в молодежной среде . 19 ...

  • Мероприятия по реализации комплексной муниципальной целевой программы «Безопасный Пятигорск 2012 - 2015 годы»

    Программа

    4.11 Разработка методических рекомендаций по профилактике экстремизма и терроризма в молодежной среде МУ «Управление общественной безопасности администрации... на широкий круг молодежи и подростков: лекции , семинары, круглые столы, беседы и т.д. ...

  • Международное правозащитное движение «мир без нацизма» мониторинг мониторинг социальной основы возрождения нацистских настроений ксенофобии и экстремизма (5)

    Документ

    Проблемы противодействия экстремизму и терроризму в молодежной среде , формирование... профилактике терроризма и экстремизма» . На конференции было отмечено, что в целом ситуация в плане противодействия экстремизму и терроризму ... прошла лекция «Степан...

  • Профилактика экстремизма в молодежной среде - это одна из первоочередных задач образовательной сферы и общества в целом. Это сложная социально-психологическая проблема, которая в современных условиях стала актуальной для всех государств мира.

    Что такое экстремизм

    Такому понятию, как экстремизм, дано множество определений (как научных, так и юридических). Несмотря на то что данная проблема у всех на устах, единый термин так и не был сформулирован. Так, например, большим толковым словарем экстремизм трактуется, как склонность к крайним мерам и взглядам. Тем не менее ученые сходятся на том, что такое определение является весьма размытым. Упор должен быть сделан именно на совершение противоправных действий.

    На вопрос о том, что такое экстремизм, доктор Колеман и доктор Бартоли отвечают несколько иначе. Они считают, что это деятельность человека, далекая от общепринятых норм, приверженность жестким формам разрешения конфликта. Тем не менее и здесь есть некоторые загвоздки. Основная трудность состоит в определении общепринятых норм, ведь для каждого государства и общества они могут существенно отличаться.

    Что относится к экстремистским действиям

    К сожалению, в международной практике нет не только единого определения самого термина "экстремизм". Нет также унифицированного описания деятельности, которая попадает под это описание. Но для того, чтобы профилактика экстремизма в молодежной среде была эффективной, стоит четко понимать, с чем предстоит бороться. Чтобы определиться с понятием и его проявлениями, стоит обратиться к нормативно-правовым документам. Закон "О трактует данное понятие следующим образом:

    • насильственная смена положений Конституции, а также попытка нарушения целостности государства;
    • публичное оправдание ;
    • пропаганда социальной, расовой и религиозной нетерпимости;
    • распространение идей превосходства человека по расовому, религиозному или какому-либо другому признаку;
    • нарушение прав и свобод человека по расовому, религиозному или национальному признаку;
    • препятствие законной деятельности государственных служб или религиозных организаций путем угроз или силового воздействия;
    • воспрепятствование участию граждан в избирательном процессе путем угроз или силовыми методами;
    • пропаганда нацистской идеологии, а также публичная демонстрация ее символов и атрибутов;
    • массовое изготовление, хранение и распространение экстремистских материалов; публичные призывы к участию в экстремистской деятельности;
    • публичное ложное обвинение лиц, занимающих государственные должности;
    • финансирование, организация и подготовка действий, указанных выше, подстрекательство.

    Факторы молодежного экстремизма

    Борьба с международным экстремизмом подразумевает в первую очередь работу с молодежью как с наиболее уязвимой категорией граждан. Для того чтобы деятельность была эффективной, нужно понимать, откуда у юных людей берутся подобные идеи. Так, среди факторов молодежного экстремизма стоит особенно отметить:

    • влияние родителей, которые отличаются радикальными убеждениями;
    • влияние группы сверстников, которые являются приверженцами экстремистских взглядов;
    • влияние авторитетных лиц, находящихся в кругу общения подростка (преподавателей, руководителей спортивных или творческих секций, лидеров молодежных организаций и т. д.);
    • стресс, повлекший за собой дезинтеграцию в обществе;
    • собственные представления и моральные установки;
    • личностные психологические особенности (агрессивность, внушаемость);
    • психическое напряжение.

    Основные направления работы

    На данный момент отмечается растущая угроза вербовки юношей и девушек террористическими организациями. В связи с этим профилактика экстремизма в молодежной среде должна проводиться по следующим направлениям:

    • тесное взаимодействие образовательных учреждений с родителями;
    • повышение квалификации педагогического персонала по данному вопросу;
    • включение в образовательную программу отдельных предметов или тем, касающихся профилактики экстремизма;
    • внедрение воспитательных программ, касающихся нравственного воспитания детей и молодежи (профилактика правонарушений, насилия и беспризорности);
    • непрерывный мониторинг уровня толерантности в обществе, а особенно среди молодежи;
    • анализ процессов, происходящих в молодежной среде, а также их философский и социокультурный аспекты;
    • обеспечение доступности культурных благ для молодежи;
    • реализация потребности в самореализации и самовыражении;
    • организация досуга учащихся (волонтерских проектов, социальных программ).

    Деятельность с разными группами молодежи

    Профилактика экстремизма в молодежной среде должна проводиться с учетом ее неоднородности. Можно выделить два основных направления работы:

    • С группами, у которых еще не сформировались экстремистские наклонности. Такие молодые люди, обычно, добровольно включаются в социальную работу, так как не имеют каких-либо агрессивных или незаконных настроений. Задача профилактики состоит лишь в закреплении толерантных мировоззрений.
    • С группами, у которых уже сформированы экстремистские мировоззрения и убеждения. Такая работа в большинстве случаев проводится в принудительном порядке, а потому молодые люди могут быть агрессивно настроены. Здесь важно найти индивидуальный, нестандартный подход, который поможет установить доверительные отношения. Результатом должно стать переубеждение подростка, отказ от экстремистских взглядов и активное включение в общественную жизнь.

    Группа риска

    Несмотря на то что профилактическая деятельность должна проводиться среди всей молодежи, есть некоторые категории, которые наиболее подвержены подобным влияниям. Изучив перечень экстремистов, можно выделить такие группы риска:

    • дети из неблагополучных семей с низким уровнем дохода и социальным статусом, недостаточной степенью образованностью, а также склонностью к различного рода девиациям (алкоголизм, насилие, употребление наркотиков);
    • так называемая золотая молодежь, представители которой, в силу определенных условий, чувствуют вседозволенность и безнаказанность, а также воспринимают экстремизм, как развлечение или нормальное времяпрепровождение;
    • подростки, для которых характерны психологические проблемы, определяющие склонность к агрессии и неадекватную реакцию на те или иные события;
    • представители молодежных субкультур, неформальных групп и уличных компаний, характеризующихся агрессивным поведением и девиантными убеждениями;
    • члены политических движений и религиозных объединений, которые под воздействием определенных идей и убеждений, могут проводить опасную для общества деятельность.

    Ключевые задачи

    Профилактика экстремизма не должна быть хаотичной или спонтанной. Важно тщательно продумать каждый этап и его детали. План по профилактике экстремизма должен быть направлен на решение следующих существенных задач:

    • применение к подросткам и молодым людям установок о необходимости соблюдения и защиты прав любого гражданина, а также неукоснительного соблюдения законодательных норм;
    • формирование у подростков представления о нормах поведения, принятых в гражданском обществе;
    • донесение до родителей важности формирования толерантных настроений в семье;
    • создание в учебных учреждениях ячеек самоуправления, которые будут осуществлять просветительскую деятельность;
    • формирование в сознании молодежи уверенности в за экстремистскую деятельность в любых ее проявлениях;
    • выработка у молодежи навыков безопасного поведения и самообороны при угрозе террористического акта.

    Основные мероприятия

    • Установление взаимосвязей и координация работы с комиссией по делам несовершеннолетних. Ее сотрудники должны привлекаться к непосредственной работе с учениками, а также участию в родительских собраниях.
    • Организация курсов для педагогического персонала по поводу профилактики экстремизма. Для студентов средних и высших учебных учреждений могут проводиться круглые столы или дискуссии по данной тематике. При этом обязательно участие в них представителей правоохранительных органов.
    • Проводить классный час "Профилактика экстремизма и терроризма" в школе. В ходе данных мероприятий должны быть рассмотрены правовые нормы и ответственность за их нарушение. Также должно уделяться внимание воспитанию у учеников чувства уважения и толерантности к другим культурам, национальностям, религиям, убеждениям.
    • Регулярное проведение родительских собраний, на которых будут рассматриваться не только организационные моменты, но также вопросы воспитания законопослушных граждан.
    • Выработка системы, в соответствии с которой учащиеся или их родители могут обратиться по поводу защиты своих законных прав и интересов, в том случае, если они ущемляются.

    Работа с родителями

    Не секрет, что основные убеждения и личные качества формируются именно под влиянием семьи. Следовательно, работа по профилактике экстремизма в школе должна подразумевать тесный контакт с родителями. До них должна быть донесена следующая информация:

    • специфика молодежных субкультур и неформальных организаций, а также их потенциальная опасность;
    • степень ответственности родителей за детей;
    • формы агрессии, а также профилактика их проявления у подростков;
    • механизмы вовлечения детей в экстремистскую деятельность;
    • определение возраста уголовной ответственности за правонарушения, а также описание возможных мер наказания;
    • сущность таких понятий, как "терроризм" и "экстремизм";
    • специфика формирования жизненной позиции и убеждений у подростков;
    • необходимость занятости подростков (кружки, секции и прочие формы) во внеурочное время.

    Ответственность

    Лицо, достигшее определенного возраста, установленного законом, может быть привлечено как к административной, так и к уголовной деятельности за экстремизм. Статья 282 УК РФ предусматривает ответственность за следующие деяния:

    • унижение человеческой чести и достоинства;
    • возбуждение ненависти или враждебных чувств к отдельным лицам или их группе;
    • организация сообществ экстремистского характера;
    • организация, координация и обеспечение деятельности подобных сообществ.

    Основная проблема работы с детьми и подростками состоит в том, что многие чувствуют свою безнаказанность. Тем не менее в определенных законом случаях, даже несовершеннолетние лица привлекают к ответственности за экстремизм. Статья 282 УК РФ подразумевает осуждение лиц, не достигших 18 лет, за размещение в глобальной сети видеороликов, а также любой другой документации пропагандистского характера со сценами насилия или призывами к нему. подразумевают ответственность несовершеннолетних за уничтожение исторических и культурных памятников, а также надругательство над местами захоронения и телами умерших. Наказание может выражаться в крупном денежном штрафе, исправительных работах или лишении свободы.

    Противодействие и самооборона

    Безусловно, теоретическая основа важна. Тем не менее важно донести до молодежи, как на практике проявляется экстремистская деятельность в России. Примеры подобных ситуаций, а также действия по предотвращению и самообороне приведены в таблице:

    Экстремистская деятельность Действия
    Угроза подрыва бомбы в помещении
    • в ходе телефонного или иного контакта со злоумышленником попытаться выяснить подробности о месте и предполагаемом времени взрыва;
    • по возможности записать разговор на цифровой носитель или же сделать пометки на бумаге;
    • не прикасаться ни к каким подозрительным предметам, а вызвать правоохранительные органы в случае их обнаружения;
    • покинуть здание, не пользуясь лифтом и находясь подальше от оконных проемов;
    • если предыдущее действие невозможно, нужно найти хотя бы какое-то укрытие от обломков (например, под столом).
    Поджог здания
    • вызовите службу спасения;
    • подойти к двери и проверить ее температуру - если она горячая, открывать нельзя, а потому стоит искать другие пути эвакуации;
    • обезопасить дыхательные пути от проникновения угарного газа (влажная повязка или маска);
    • если выбраться из помещения невозможно, заделайте щели в двери влажными тряпками;
    • немного приоткройте окно и подайте сигнал бедствия.
    Теракт в самолете
    • сообщайте сотрудникам или спецслужбам о лицах, которые ведут себя подозрительно;
    • не пытайтесь в одиночку бороться с экстремистом.
    Телефонная угроза
    • если ваш телефон не оснащен звукозаписывающим механизмом, постарайтесь дословно отобразить разговор на бумаге;
    • обратите внимание на голос экстремиста и попытайтесь составить его приблизительный портрет;
    • внимательно отнеситесь к звуковому фону, может оказаться полезным при определении его местонахождения;
    • передайте информацию в правоохранительные органы.
    Письменная угроза
    • как можно меньше контактируйте с документом, стараясь сохранить его в первоначальном виде;
    • передайте документ, а также конверт и любые другие приложения в правоохранительные органы.

    Подобные практические примеры или даже реконструкции ситуаций просто необходимы. Профилактика экстремизма в школе должна быть направлена не только на недопущение формирования подобных настроений у молодежи. Важно также донести до молодых людей информацию, которая поможет им сохранить жизнь в экстремальной ситуации.

    Подходы к профилактической работе

    Экстремизм, как угроза национальной безопасности, вынуждает вести профилактическую работу не только со взрослым населением, но также с детьми и молодежью. Данная работа может проводиться в соответствии с такими подходами:

    • Распространение информации об опасности экстремизма и организациях, его исповедующих. Этот подход используется наиболее часто. Он подразумевает собой программы по просвещению молодежи путем проведения гражданских акций или распространения полиграфических материалов. Учитывая, что данный подход является не самым эффективным, его можно рассматривать лишь в качестве дополнительного.
    • Аффективное обучение направлено на устранение проблем с выражением чувств и эмоций. Это важно как в плане формирования жизненного опыта, так и высвобождения негативной и положительной энергии. Получая эмоциональную разрядку, подросток становится менее агрессивным, что снижает риск формирования радикальных наклонностей.
    • Влияние социальных факторов может не только воспрепятствовать зарождению у подростка экстремистских идей, но также и поспособствовать этому. В связи с этим один из подходов базируется на проведении тренингов, в ходе которых проводится обучение устойчивости к общественному давлению.
    • Формирование жизненных навыков - это подход, основанный на методиках поведенческой модификации. Основной подростковой проблемой обозначается стремление к самоутверждению и взрослому образу жизни. таким образом, появляется необходимость в проведении для молодых людей курсов и тренингов, которые позволят им сформировать необходимые жизненные убеждения и навыки, которые позволят защититься влияния негативных тенденций, развивающихся в обществе.
    • Вовлечение подростков в деятельность, альтернативную экстремистской. Этот подход был разработан А. Кроминым. Он предлагает организовывать походы с преодолением препятствий, направление активности подростков в спортивную или творческую деятельность, создание групп для отстаивания активной гражданской позиции.

    Заключение

    Программа по профилактике экстремизма в первую очередь должна затрагивать детей, подростков и молодежь. Именно этот слой общества наиболее подвержен влиянию подобных радикальных идей, что связано с неокрепшей психикой и отсутствием твердой жизненной позиции. Безусловно, работа в школах и прочих учебных заведениях важна, но не стоит забывать и о роли семьи в данном процессе. В связи с этим педагоги и сотрудники правоохранительных органов должны проводить регулярные профилактические беседы с родителями.