Конспект по формированию. Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста (подготовительная группа) «Удивительное дело

Дата публикации: 21.09.17

В работе дошкольных учреждений большое место занимают дидактические игры. Они используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Дидактическая игра может служить составной частью занятия. Она помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности.

Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Особенно эффективны эти игры на занятиях по формированию элементарных математических представлений.В среднем дошкольном возрасте увеличивается запас слов, развивается мышление: начинают группировать предметы по материалу, качеству и назначению, в окружающей обстановке находят качества знакомых геометрических фигур. Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Дидакти́ческие и́гры - это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения

Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трёх основных направлениях:

  • подготовка к проведению
  • её проведение
  • анализ.

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

  • отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.;
  • установление соответствия определённой возрастной группы;
  • определение наиболее удобного времени проведения дид. игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время) ;
  • определение кол-ва играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально) ; играла вся группа.
  • подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры
  • подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой;
  • подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Планируя дидактические игры, педагогам необходимо заботиться об усложнения игр, расширения их вариативности (возможно придумывание более сложных правил).(вариант «Дорожка для Матрёшки)

Проведение дидактических игр включает:

  • ознакомление детей с содержанием игры, с дид-им материалом, который будет использован в игре (показ матрёшки и геометрических фигур)
  • объяснение хода и правил игры.
  • определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих(советом, вопросом,
  • подведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве ею, т.к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности

Педагогическая ценность дидактической игры:

В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности.

Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.

Необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его способностей.

Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

Дидактическая игра имеет свою структуру:
1. Обучающая задача – основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные.

2. Игровые действия – это способы проявления активности ребёнка в игровых целях
3. Правила – обеспечивают реализацию игрового содержания

конспект проведения дидактической игры в средней группе

Тема: «Матрешки в гостях у ребят»

Задачи:

Образовательные:

закреплять представление о геометрических фигурах, умение распознавать их, сравнивать по форме, цвету, размеру,

продолжать упражнять детей в ориентировке на плоскости

и названии цветов на платочках и геометрических фигурах.

Развивающие:

развивать внимание,

логическое мышление,

  • память,
  • мелкую моторику рук,
  • развивать мышление, интерес к игре

Воспитательные:

воспитывать самостоятельность, творческую активность, чувство товарищества.

Оборудование:

демонстрационный материал : «Матрёшки», ;

раздаточный материал : геометрические фигуры, матрёшки.;

Ход НОД:

1)Организационный момент

Приветствие:

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

2)Вводная часть

Мотивационно – побудительный этап.

Ребята, я обнаружила у нас в группе посылку. Давайте посмотрим, что же в ней. (Загадка.)

Сейчас я загадаю ее вам, а вы слушайте внимательно и постарайтесь отгадать:

Деревянные подружки

Любят прятаться друг в дружке,

Носят яркие одёжки,

Называются- (матрёшки).

3)Основная часть:

Организационно-поисковый этап.

Игровое упражнение: Количество и счет.

Матрёшка – одна из самых любимых русских игрушек. Сделана она из дерева и раскрашена веселыми красками.

А вы хотите поиграть с матрёшкой?

Как вы думаете, матрёшка пришла одна к нам в гости?

А почему вы так думаете?

Правильно. Матрешек всегда много, и они спрятаны друг в друга. Давайте проверим. Вот они.

Давайте познакомимся с подружками. (Один из детей выставляет 5 матрешек) Дети их пересчитывают.

Давайте отдохнём:

Физминутка «Матрешки»

.
(Руки на поясе, дети выполняют приседания с поворотами вправо и влево)

Посмотрите, вот у нас красные сапожки.
(Руки на поясе, движение «ковырялочка», завершаемое тремя притопами)

Мы, матрешки, вот такие крошки

Посмотрите, вот у нас розовые щечки
(Растирание руками щек)

Мы, матрешки, вот такие крошки
(Руки на поясе, приседания с поворотами вправо и влево)

Посмотрите, вот у нас яркие платочки.
(Повороты головы вправо-влево, взявшись за «кончики платочков»)

Цель следующего упражнения: упражнять в названии цветов, развивать внимание, память.

Ребята, у нас среди девочек тоже есть матрёшки(Выходят четыре девочки: Катя, Наташа, Даша, Оля. Дети повязывают платочки: красный, желтый, зеленый, синий и становятся в ряд-это матрешки)

У Кати какой платочек? У Наташи? У Даши? А у Оли?

Запомнили ребята.(Теперь девочки выходят за дверь и 2 перевязывают платочки, возвращаются обратно под песню « Мы милашки, куклы- неваляшки!»)(играют 2 раза)

Что изменилось?

Молодцы, вы были очень внимательны.

Ребята, а матрешки пришли к нам не с пустыми руками. Посмотрите, какой красивый сундучок они принесли: деревянный, расписной. Давайте заглянем в него и узнаем, что там. Да это же геометрические фигурки. В них тоже можно поиграть.

дидактическая игра «Наряди матрёшку»

« Сегодня у Куклы Кати день рождения, но день рождение у неё необычное - геометрическое, и она пригласила к себе своих подружек –матрёшек.

Ребята, а в какой одежде ходят на день рождения?

Давайте нарядим наших матрёшек.

Цель:

  • Учить детей запоминать геометрические фигуры.
  • Обучать группировке предметов по цвету, соотнесению предметов по форме методом наложения.
  • Совершенствовать тактильные ощущения.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Учить детей фиксировать внимание на цветовых свойствах предметов.

Материал: 4 матрёшки с разными платочками: красным, синим, жёлтым и зелёным, с геометрическими рисунками-схемами, геометрические формы, «дорожки».

Ребята, у наших матрёшек тоже платочки?

Какого они цвета?

Какие геометрические фигуры вы видите?

Почему треугольник так назвали?

В какой фигуре есть углы, но они прямые?

Ребята, а какая фигура не похожа на остальные? Почему?

Возьмите матрёшку. Давайте украсим сарафан матрёшки.

Ребёнок берёт матрёшку и методом наложения выкладывают геометрические фигуры по контуру. Игра считается законченной, если все контуры будут закрыты геометрическими фигурами нужного цвета.

Это 2 вариант этой игры « Найди матрёшке её дорожку».

Молодцы, ребята!

А теперь давайте отправим матрёшку по волшебной дорожке- треугольной.

Внимательно посмотрите на платочек своей матрёшки. И возьмите ту дорожку, которая будет начинаться с такого же цвета.

(Когда ребёнок украсил свою матрёшку.Ему нужно найти «дорожку» с красной геометрической фигурой и выложить на ней все треугольники). Игра считается законченной, если матрёшки будут стоять на дорожках)

Молодцы, ребята!

4)Заключительная часть.

Рефлексивно – корригирующий этап.

Кто к нам сегодня в гости приходил?

Какие геометрические фигуры мы использовали для нарядов?

Я вам сейчас раздам маленькие матрёшки, но на них чего-то не хватает?

Если вам понравилась наша игра, нарисуйте радостное лицо своей матрёшке?Если не понравилось – грустное.

Матрёшки в гости к нам пришли,
И в подарок принесли

Необычные печенья-
Для весёлой детворы.

Матрешки приготовили для нас еще один подарок. (Воспитатель раздаёт печенье разных геометрических фигур)

ВЫВОД:

Основной задачей обучения детей дошкольного возраста является формирование системы знаний о геометрических фигурах. Закрепление представлений детей о знакомых им геометрических фигурах рекомендуется осуществлять в дидактических играх.В дидактической игре ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. Содержание игры способствует проявлению и становлению интереса к познанию, выявлению закономерностей, связей и зависимостей предметов.

Выполнение дидактической игры вызывает у детей живой естественный интерес, способствует развитию самостоятельности мышления, а главное - освоению способов познания.

Эта дидактическая игра способствует запоминанию отличительных свойств геометрических фигур. Даны модели геометрических фигур. Ребенок обследует их, ощупывает и называет фигуру. Умение различать, сравнивать фигуры совершенствуется в этом возрасте через овладение обследованием их контура. В упражнениях дети овладевают соответствующими движениями кончиками пальцев руки по контуру плоской фигуры, поверхности объемной. Постепенно начинают выделять основные структурные элементы, сначала - стороны, затем - углы. В этой дидактической игре предлагаются задания на дифференциацию признаков цвета и формы геометрических фигур Дети соотносят цветное и контурное изображение фигур, подбирают соответствующие формы. Эта игровая форма направлена на сенсорное восприятие детьми формы посредством тактильного восприятия ребенком фигуры.

Основным результатом данной дидактической игры выступает то, что в процессе игры ребенок различает и называет круг, прямоугольник, треугольник, знает их характерные отличия, определяет цвет фигуры.

Цель : формирование представлений о геометрических фигурах.

Задачи .

  1. Закрепление понятия «геометрические фигуры».
  2. Развитие логики, зрительной памяти, образного мышления, фантазии, речи, внимания, способности к анализу и синтезу.
  3. Воспитание усидчивости, умения работать в паре, в группе.

Оборудование : картинки (айсберг, пирамида, кит, жираф, конверт); конверты с набором геометрических фигур (два треугольника, ромб, прямоугольник, овал); конверты с игрой «Волшебный круг»; сумка почтальона.

Ход занятия

Оргмомент. Сообщение темы.

Повторение. Понятие «геометрические фигуры», названия фигур.

  1. Упражнение на закрепление представлений о геометрических фигурах и соотнесение их с реальными предметами.

Верьте хотите, хотите не верьте.

Только вчера мне прислали в конверте

Жирафа, весьма добродушного с виду,

Большую египетскую пирамиду,

Айсберг с Тихого океана.

Кита-полосатика вместе с фонтаном,

Целое стадо гиппопотамов

И очень известный вулкан Фудзияма…

Как вы думаете, могло такое произойти? (Ответы детей)

Вы получали такие подарки?

Ну, тогда сейчас получите.

(Почтальон (ребенок) разносит конверты с набором геометрических фигур.)

Посмотрите на содержимое конвертов. Как много разноцветных фигурок. Что это такое? Назовите их.

А может в этом конверте лежат вовсе не геометрические фигуры, а то, о чем говорилось в стихотворении? (Читается еще раз стихотворение «Хотите верьте, хотите нет…».)

Пожалуйста, выложите все фигурки в одну линию и попробуйте отыскать среди них? Конверт, жирафа, айсберг, кита, египетскую пирамиду.

2. Практическая работа в тетрадях.

Возьмите любую понравившуюся вам фигуру и обведите ее в своей тетради, а потом превратите в тот предмет, на который она похожа, дорисовав необходимое.

3. Физкультминутка

Работа над новой темой

  1. Конструирование. Работа по образцу.

Смотрите, к нам опять идет почтальон! Что же он принес нам на этот раз? (Почтальон разносит всем конверты. В них игра «Волшебный круг». Учитель читает надпись на конверте:

«В этом волшебном конверте спрятался кто-то или что-то».)

Что бы это значило? В конверте лежат геометрические фигурки. Что вы думаете? (Ответы детей.)

Да, надо просто сложить эти фигурки так, чтобы из них получилась какая-то фигурка.

Вот вам образцы фигурок. Попробуйте сложить такие же (методом накладывания).

  1. Оценка результатов.

Закрепление

1. Самостоятельная работа.

Все ребята молодцы, справились с заданием, которое нам принес почтальон. А теперь попробуйте из этих же фигурок сложить какую-то свою картинку, например, домик, или машинку.

2. Оценка результатов.

Посмотрите, какие у нас получились замечательные картинки. (Дети смотрят друг у друга картинки.)

Рефлексия.

Что мы сегодня делали на занятии?

Что узнали нового?

Оказывается, если немножко подумать, то можно любую геометрическую фигуру превратить в предмет, а из нескольких сложить замечательную картинку.

Мишкина Ирина Николаевна-воспитатель
КГКП детский сад «Айголек» СКО р-он им.Г.Мусрепова с.Новоишимское

Тема: «Мы подарочки возьмём, в гости к ёжику пойдём»

Цель: Закрепление знаний детей о геометрических фигурах

Задачи:

*Упражнять в умении группировать предметы по форме, цвету.

*Закреплять умение соотносить числовую карточку с количеством предметов. *Развивать способность к обобщению, классификации. Способствовать развитию внимания, памяти, мышления, воображения, речи.

* Воспитывать заботливое отношение к животным. Формировать представления об окружающей среде, развивать познавательный интерес к природе.

Билингвальный компонент: кірпі – ежик, түлкі – лиса, қасқыр – волк, шаршы – квадрат, тікбұрыш – прямоугольник, шеңбер – круг, үшбұрыш – треугольник, қызыл – красный, жасыл – зеленый, колючки – тікен, жидектер – ягода, алмалар – яблоки, бір – 1, екі – 2, үш – 3, төрт – 4, бес – 5, алты – 6, жеті – 7, сегіз -8, тоғыз – 9, он – 10.

Наглядное пособие: декорация осеннего леса, игрушка – ёжик, яблоки, грибы, геометрические фигуры;

Раздаточный материал : игры В.В. Воскобовича «Волшебные фонарики», «Двухцветный Квадрат», «Чудо – лукошко».

Литература:

  1. Т.М.Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм В.В.Воскобовича». Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценин С.С., 2009. – 190 С.
  2. Харько Т.Г.,Воскобович В.В. «Игровая технология интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры»

Ход занятия

Вводная часть:

  1. Вступительное слово воспитателя.

– Здравствуйте, дети, сегодня мы побываем в сказке. Но, чтобы в нее попасть, нужно отгадать загадку:

Вместо шубки лишь иголки.
Не страшны ему и волки.
Колкий шар, не видно ножек,
Звать его конечно… (Ежик – кірпі)

Дети, без подарков отправляться в гости нельзя. Для ежа у нас есть угощение – печенье. Оно разное – треугольное и прямоугольное. Нам с вами нужно смастерить для себя корзиночки.

  1. Игра Воскобовича «Двухцветный квадрат».

Воспитатель: Мальчики возьмут квадрат и сделают красные треугольные корзиночки (сложить квадрат), а девочки – зеленые прямоугольные.

Дети повторяют, каких цветов у них фигуры (красный – қызыл, зеленый – жасыл)

Воспитатель: У вас на подносах печенье (геометрические фигуры). Отберите себе печенье только той формы, какой формы у вас корзиночки (квадрат – шаршы, прямоугольник – тікбұрыш).

Ну что же, подарки собраны, можно отправляться в путь.

Дети из-за столов проходят на стульчики.

Основная часть:

  1. Беседа о еже (выставить иллюстрацию)

– Давайте вспомним, как выглядит ежик. (Он колючий, у него маленькие лапки, есть мордочка с глазками, носиком и маленьким ротиком).

Воспитатель уточняет ответы детей: мордочка у ежа маленькая, с вытянутым носом, вся покрытая короткими серыми волосками; черные, как бусинки, глаза кажутся очень умными, но видит ежик плохо, а вот нюх у него прекрасный; лапки у ежа короткие с маленькими коготками).

– Что я еще забыла? (колючки – тікен)

– Ну, конечно же, колючки! А для чего они ему нужны? (чтобы ежа не съели волк – қасқыр и лиса – түлкі).

– Верно. Как же ему быть без иголок? Это средство защиты от врагов. А как он их еще использует? (он носит на них ягоды – жидектер, яблоки – алмалар).

– Молодцы ребята. А сейчас мы немножко отдохнем.

  1. 4 . Ритмические движения «Вот свернулся ёж в клубок…»

Вот свернулся ёж в клубок,

Потому что он продрог.

Лучик ёжика коснулся,

Ёжик сладко потянулся.

Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки,

Хитрый ёжик, хитрый ёжик

На клубочек он похож,

Хоть и ростом ёжик мал,

Нам колючки показал.

А колючки тоже на ежа похожи.

Дети прижимают руки и голову к груди и трясутся, изображая холод.

Тянутся руками вверх

Растопыривают пальцы рук как можно сильнее

Дети снова прижимают руки и голову к груди, собираясь в комочек

Садятся, вытягивают руки вверх и растопыривают пальцы.

Отдохнули немножко, а теперь пойдем искать полянку, где живет ежик в своей норке. Чтобы добраться до полянки нам нужно идти по тропинке. В лесу очень темно и нам придется «зажечь» фонарики.

  1. Игра «Волшебные фонарики» по методике В.В. Воскобовича

– Зажгите круглые фонарики.

– Сколько фонариков?

Какого цвета фонарики?

– Сколько зеленых?

– Сколько красных?

– Сколько больших?

– Сколько маленьких?

Зажгите квадратные фонарики.

– Сколько фонариков?

Какого цвета фонарики?

– Сколько зеленых?

– Сколько красных?

– Сколько больших?

– Сколько маленьких?

Затем дети зажигают треугольные, прямоугольные фонарики.

Билингвальный компонент: шеңбер – круг, шаршы – квадрат, үшбұрыш – треугольник, тікбұрыш – прямоугольник, қызыл – красный, жасыл – зеленый, үлкен – большой, кішкентай – маленький.

Воспитатель: Дети, мы с вами вышли на поляну с грибами. Посмотрите сколько здесь грибов. Мы сейчас поможем сделать ежу запасы на зиму. Перед вами корзиночки.

  1. Игра «Чудо-лукошко» В.В. Воскобовича

Воспитатель раздает детям корзинки и карточки:

Вам нужно взять по одной корзиночке, и набрать в свою корзиночку столько грибов, сколько кружков у вас нарисовано на числовой карточке.

Дети выполняют задание. Затем воспитатель вместе с детьми анализирует выполненное задание.

Сколько кружков на твоей карточке? (три – үш). Сколько грибочков ты нашел? (три – үш). Проверяют все корзинки.

Билингвальный компонент : бір – 1, екі – 2, үш – 3, төрт – 4, бес – 5, алты – 6, жеті – 7, сегіз -8, тоғыз – 9, он – 10.

Молодцы ребята. С такими подарками мы вполне можем зайти к ежу на чаепитие. А вот и сам ежик встречает нас (игрушка).

Заключительная часть:

Воспитаель задает детям вопросы: – Ребята, где мы сегодня с вами побывали? С кем встретились? Что подарили ежу? Вам понравилось наше путешествие в сказку?

Дети отвечают на вопросы.

Ой, ребята, ежик что-то хочет сказать мне на ушко. Он говорит, что вы ему очень понравились. Вы хорошо играли, помогли ему найти друзей, собрали много грибов в корзину. Ему было с вами очень весело и интересно. Он говорит всем «До свидания!»

Екатерина Потемкина
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений. Средняя группа

Цель : Продолжать развивать математические представления у детей средней группы .

Задачи :

Образовательные :

Формировать умение уравнивать неравные группы двумя способами , добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет .

Продолжать учить сравнивать две группы предметов , разных по форме , определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар. Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине , ширине

Закреплять умение различать и называть плоские геометрические фигуры : круг, квадрат, треугольник.

Развивающие :

Развивать внимание, логическое мышление, глазомер, мелкую моторику рук

Воспитательные :

Воспитывать доброжелательное отношение к животным.

Воспитывать интерес к занятию , отзывчивость, желание помогать другим, умение работать самостоятельно

Воспитатель : Ребята, сегодня мы с вами отправимся в зоопарк.

В зоопарк идут ребята -

Школьники и дошколята,

Посмотреть зверей хотят,

Звери в клетках все сидят.

И несут им угощение :

Кто банан, а кто печенье,

1. Игровая ситуация «Дорога в зоопарк»

Ребята, добраться в наш зоопарк не так просто. Посмотрите, на дорожки перед зоопарком.

Давайте мы их с вами сравним. Дорожки одинаковые?

Чтобы добраться до зоопарка, нам нужно выбрать самую длинную и широкую дорогу. Посмотрите внимательно и выберете , какая нам нужна.

Дети : красная.

Воспитатель : Молодцы. Вот и пришли мы в зоопарк

2. «развесим платочки» - уравнивание групп предметов 2 способами

Воспитатель : Первым нас встречает кто? Обратите внимание на енота, который сушит на веревке платочки, Сколько платочков сушится на веревке?

Дети : Много.

Воспитатель : Какого они цвета?

Дети : Красные, желтые

Воспитатель : Одинаковые ли платочки по форме ?

Дети : Круглые, треугольные.

Воспитатель : Что можно сказать о количестве круглых и треугольных платочков : поровну ли их? Как это можно узнать?

А чтобы узнать мы выкладываем на верхнюю полоску круглые платочки столько же сколько у енота. Сколько круглых платочков? Давайте посчитаем. (5)

Теперь на нижнюю полоску выложим треугольные платочки. Сколько платочков у енота? (4)

Воспитатель : Каких платочков больше : круглой или квадратной формы ?

Дети : Платочков круглой формы больше .

Воспитатель : Каких платочков меньше : круглой или квадратной формы ?

Дети : Платочков квадратной формы меньше .

Воспитатель : Как сделать так, чтобы платочков круглой и квадратной формы стало поровну ?

(Вместе с детьми обговариваем способы уравнивания групп предметов ).

3. Физминутка.

Обезьянка предложила поиграть в подвижную игру с мячом «Скажи наоборот»

низкий - высокий,

длинный – короткий,

День-ночь,

узкий – широкий,

лёгкий – тяжёлый,

Слева – справа,

Далеко – близко;

Вверху – внизу,

Один – много,

Утро-вечер,

толстый – тонкий,

4. «лишняя фигура»

Воспитатель : Давайте посмотрим, кто же нас еще ждет в зоопарке? (попугай) . Он принес нам задание игру. Здесь на карточке изображены фигуры. Нужно внимательно посмотреть на карточку и найти лишнюю фигуру. Эту фигуру нужно будет выложить из счетных палочек. А потом мы посмотрим, правильно ли вы нашли лишнюю фигуру.

Воспитатель : Какие мы с вами молодцы!

5. «Распутаем дорожки»

Воспитатель : Но зоопарк уже закрывается и нам пора возвращаться в группу . Но что же делать все дорожки перепутались и чтобы вернуться обратно в группу нужно разложить дорожки от самой длинной до самой короткой. Возьмите ваши дорожки и разложите на столе от самой длинной дорожки до самой короткой дорожки. А теперь давайте проверим правильно ли мы, разложили дорожки.

Вот мы и в группе .

Где мы с вами сегодня побывали?

Какие животные нас встречали в зоопарке?

Что мы делали с енотом?

В какую игру играли с обезьяной?

Какое задание нам приготовил попугай?

Вот какие мы с вами молодцы!

Публикации по теме:

«Занимательная математика». Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группы (6 – 7 лет) Тема: «Занимательная.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений (младшая группа) Программное содержание: продолжать учить сравнивать две неравные группы предметов способами наложения и приложения, обозначать результаты.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений «Приключение Дюймовочки» (средняя группа) Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад №3» Конспект ООД по образовательной области «Познавательное.

Конспект по формированию элементарных математических представлений «Цветик-семицветик» (старшая группа) Цели: Оценка полученных знаний, представлений, умения, детьми в течение учебного года. Задачи: Обучающие: Выявить и закрепить ЗУН у детей,.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений Цели: продолжать учить сравнивать два предмета по ширине способами наложения и приложения, определять результаты словами "широкий - узкий",.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в младшей группе Возрастная группа: младшая Тема: В гости к белке и медведю» Ведущая образовательная деятельность: познание (формирование элементарных математических.

Марина Посохова
Конспект занятия по формированию математических представлений для детей подготовительной к школе группы «Какие бывают часы»

Конспект занятия по развитию математических представлений

Подготовительная группа «Какие бывают часы »

Цели :

Познакомить детей с часами и их назначением. Упражнять в определении времени по часам с точностью до часа.

(Познавательное развитие)

Закрепить представление о том , что утро, день, вечер, ночь составляют сутки. (Речевое развитие)

Воспитывать желание помогать друг другу.

Развивать логическое мышление, память

Продолжить учить произносить тихо, громко, быстро-медленно.

Продолжить учить правильно, согласовать текст и движения.

Виды деятельности : игровая, двигательная, познавательная, продуктивная.

Формы организации : групповая , индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности : игра с речевым сопровождением.

Оборудование : картинки с изображением различных часов (настенные, напольные, наручные, настольные) . Картинки с изображением петуха, одуванчиков, кувшинок. Макет часов с движущимися стрелками (по количеству детей ) . Шифрограмма. Длинные шнурки 8 шт. (для изображения маршрута) . Мяч. Карточки домики (состав числа из двух меньших чисел, «зашифрованные слова» , карточки с примерами, р/и «Логические блоки» , набор цифр.

Ход занятия

Организационный момент.

Каждому ребенку дается карточка домик (состав числа из двух меньших чисел) . Ребята находят нужную цифру на столе. Воспитатель слушает каждого ребенка. После этого дети садятся за столы.

Воспитатель.

Ребята сегодня я познакомлю вас с прибором для измерения времени, а как он называется, вы узнаете получив подсказку. Дети работают с шифрограммой, читают ответы и высказывают свои предположения .

Шифрограмма представлена в виде алфавита . Каждая буква алфавита имеет порядковую цифру. С шифрограммой дети знакомятся на предварительной работе . Сначала учатся раскодировать слова, затем сами кодируют. Дети, которые не умеют читать, работают с педагогом или детьми, которые читают.

Воспитатель.

Правильно, это часы . Как вы думаете, зачем они нужны? Выслушивает ответы детей и показывает разные часы .

Как можно назвать одним словом часы , которые висят на стене (настенные, стоят на столе (настольные, носят на руке (наручные, стоят на полу (напольные) . – Чем отличаются, часы друг от друга ? (Формой , величиной, цветом, разными по длине стрелками) . Чем похожи? (На всех часах есть стрелки, цифры, все они показывают время) .

Рассказ и показ воспитателя.

Стрелки прикреплены к циферблату в центре, а по кругу циферблата стоят цифры. На самом верху циферблата стоит число 12, а дальше по кругу : 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11. Давайте, повнимательнее рассмотрим стрелки часов.

Чтение стихотворения :

Часовая стрелка

Стрелка часовая

Идет за часом час,

Не спеша, не отставая,

Ведет с собою нас.

Другая стрелка длинная, она бежит по циферблату быстрее часовой и показывает минуты.

Минутная стрелка,

Ты часовой сестра.

Минутная стрелка,

Длинна ты и быстра.

Отсчитывать минутки

Это ведь не шутки!

Если большая стрелка прошла весь круг по циферблату, значит прошел час. Короткая стрелка за это время передвинется от одной цифры до, следующей. Для того чтобы узнать, который сейчас час, надо посмотреть, как расположены стрелки.

Я поставлю обе стрелки на 12. Сейчас на часах ровно 12 часов. Теперь короткую часовую стрелку поставлю на цифру 1, а длинную минутную на 12. Часы показывают ровно 1 час.

Воспитатель передвигает часовую стрелку по кругу, показывая за часом час. При этом просит детей рассказать , как должны быть расположены стрелки. Спрашивая о времени обращает внимание детей на то , как правильно нужно ставить вопросы : - Сколько времени? - Который час?

Физкультминутка

Часы с кукушкой

Живет в резной избушке

Веселая кукушка. (делают пружинку)

Она кукует каждый час (показывают, как кукует кукушка)

И ранним утром будит нас. (руки в стороны, тянутся вправо, влево)

Живет кукушка не в лесах, (маршируют на месте)

А в наших стареньких часах! (складывают руки над головой)

В часах, изготовленной в виде узорной деревянной избушки, прячется «кукушка» . Каждый час дверца домика открывается и кукушка появляется на его пороге. Она звонко распевает : «Ку-ку, ку-ку, напоминая нам который сейчас час.

А который час на ваших часах? Сейчас каждый из вас самостоятельно определит время на своих часах. У каждого из вас есть карточка с примером (у каждого ребенка свой пример) .

Решите эти примеры, и вы узнаете который час. На макете часов каждый укажет свое время.

Воспитатель.

Знаете ли вы, какие часы называются природными или живыми? Давайте представим , что мы туристы и отправимся в поход.

Игра «Логические блоки»

(карточка схема)

величина форма цвет

Ребята читают карточки-схемы, каждый находит свою фигуру. На полу схематично нарисован лабиринт, который ребята преодолевают читая символы, всего три пути. (1путть - величина, 2 путь - форма , 3 путь - цвет)

1.(гриб - маленькая фигура, дом большая фигура)

2. (форма )

3. (цвет) красный желтый синий

В конце пути ребята находят карточки, на которых изображены – петух, одуванчик, кувшинка.

Сейчас мы с вами сделаем привал. Вы присаживайтесь на травку и послушайте, что я вам расскажу о природных часах.

Рассказ воспитателя

В старину люди заметили, что первый раз петух кукарекает около двух часов ночи, а второй раз – примерно в четыре часа утра. Так Петя-петушок, стал живыми часами для людей.

Слышали ли вы о цветочных часах?

Утром на солнечной полянке, где растут одуванчики, можно и без наручных часов узнать время. Одуванчики раскрываются в пять часов утра, а к двум – трем часам дня они гасят свои фонарики. Одуванчики – это часы луговые . А вот кувшинки – часы речные . Недаром их называют «часами туристов» . В семь часов утра они открывают свои белоснежные лепестки и поворачиваются в течение всего дня за солнцем.

Подведение итогов

Игра с мячом (дети встают в круг) .

Какие виды часов вам знакомы?

Для чего нужны часы ?

Что нам показывает минутная стрелка?

Что показывает часовая?

Какие «природные» часы вы знаете ?

Публикации по теме:

«Занимательная математика». Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группы (6 – 7 лет) Тема: «Занимательная.

Конспект НОД по формированию математических представлений «Поможем Лунтику» для детей средней группы Конспект НОД по формированию математических представлений «Поможем Лунтику» для детей средней группы Панова Дарья Александровна Образовательная.

Конспект по формированию математических представлений у детей средней группы «Клоуны в гостях» Задачи: - Закрепить навыки количественного счета в пределах 5; умение действовать по словесному указанию взрослого, умение соотносить цифры.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей первой младшей группы "Большой-маленький, один-много" Цель: формировать элементарные математические представления у детей в совместной игровой деятельности с.

Конспект занятия для детей 6–7-летнего возраста по формированию элементарных математических представлений Геометрические фигуры: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал. Цели 1. Уточнить представления детей о геометрических фигурах:.

Конспект занятия по ФЭМП с детьми подготовительной к школе группы «Сложение и вычитание в пределах 10» Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений с детьми подготовительной к школе группы для учащихся ЛГСПК.

«Мебель». Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе Задачи: - развивать умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множеств; - закреплять умение устанавливать.

Конспект занятия по развитию математических представлений для детей подготовительной группы «Вычитание» Обучающие задачи: 1. Формировать представление о вычитании как об удалении из группы предметов ее части. 2. Познакомить со знаком «-». 3.

НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе Программное содержание: Закрепить.

НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе «Доброе дело». Образовательная область: познавательное развитие. Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие. Цель: развитие.

Библиотека изображений: